Решение Верховного Суда РФ от 17 мая 2017 г. N АКПИ17-171
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 сентября 2017 г. N АПЛ17-280 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лардекс" о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 г. N 336, установил:
согласно подпункту "в" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам данная Комиссия осуществляет выделение полос радиочастот для использования в том числе в целях разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств различного назначения в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, а также установление условий использования полос радиочастот для радиоэлектронных средств, используемых в конкретных радиотехнологиях.
Общество с ограниченной ответственностью "Лардекс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 1, 3, 4, 21, 22, 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и нарушают права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг связи, поскольку допускают возможность установления Государственной комиссией по радиочастотам такого условия использования полос радиочастот, как регистрация радиоэлектронных средств.
Как указывает административный истец, ООО "Лардекс" является оператором связи. Решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России от 1 июля 2016 г. N 16-37-09-4 и N 16-37-09-5 ООО "Лардекс" отказано в продлении срока действия решения Государственной комиссии по радиочастотам от 23 октября 2006 г. N 06-17-05-258 о выделении полосы частот в диапазоне 1797,5 - 1802,5 МГц на территории отдельных городов России и его действие прекращено по не предусмотренному законом основанию.
В суде представители административного истца ООО "Лардекс" Маляров А.Н., адвокаты Юшков С.В., Ревякин М.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что Правительство Российской Федерации в нарушение требований действующего законодательства наделило Государственную комиссию по радиочастотам полномочиями, которые относятся к его компетенции.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (поручение от 9 марта 2017 г. N СП-П10-1332).
Представитель Правительства Российской Федерации Замякина Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "Лардекс" Малярова А.Н., адвокатов Юшкова С.В., Ревякина М.А., Правительства Российской Федерации Замякиной Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О связи" утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по регулированию отношений, связанных с деятельностью в области связи, постановлением от 2 июля 2004 г. N 336 утвердило Положение о Государственной комиссии по радиочастотам (далее - Положение).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 8 июля 2004 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 12 июля 2004 г., N 28.
Пункт 5 Положения определяет полномочия Государственной комиссии по радиочастотам и относит к ним, в частности, выделение полос радиочастот для использования в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, а также установление условий использования полос радиочастот для радиоэлектронных средств, используемых в конкретных радиотехнологиях.
В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра в силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О связи" осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
Федеральный закон "О связи" устанавливает конкретные полномочия Правительства Российской Федерации в области связи, а также Государственной комиссии по радиочастотам. Статьи 22, 23, 24 названного Федерального закона наделяют Комиссию такими полномочиями в сфере регулирования использования радиочастотного спектра, как разработка Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного спектра, принятие решения о выделении полос радиочастот, и другими.
Под распределением полос радиочастот, согласно подпункту 22 статьи 2 Федерального закона "О связи", понимается определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.
Решение о выделении полосы радиочастот принимается Комиссией для обеспечения надлежащего функционирования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, принадлежащих пользователям радиочастотного спектра, с целью обеспечения их электромагнитной совместимости и недопущения столкновения интересов пользователей сетей связи.
Отнесение к условиям использования полос радиочастот регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств не противоречит нормам действующего законодательства. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона "О связи" подлежат регистрации.
Из содержания пункта 11 статьи 24 указанного Федерального закона следует, что в решении о выделении полосы радиочастот должны быть установлены условия использования полос радиочастот для радиоэлектронных средств, невыполнение условий которых является основанием для прекращения разрешения или отказа в продлении срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра.
Коррупциогенными факторами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (статья 1).
Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют компетенцию межведомственного коллегиального органа по радиочастотам по использованию радиочастотного спектра, являются ясными и определенными.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Лардекс" о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 г. N 336, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 мая 2017 г. N АКПИ17-171
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 сентября 2017 г. N АПЛ17-280 настоящее решение оставлено без изменения