Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 150363-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, В.Л. Пашиным, Д.Е. Шилковым, С.Г. Каргиновым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), устанавливающие обязанность иностранных граждан или лиц без гражданства при въезде в Российскую Федерацию и во время пребывания в Российской Федерации иметь полис обязательного страхования риска депортации или административного выдворения (далее - полис).
Главу IV Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Федерального закона N 114-ФЗ предлагается дополнить проектируемой статьей 25.9-1, регулирующей полис и правила страхования. Полагаем, что данные вопросы не относятся к предмету данной главы с учетом ее наименования и предмета статей 24 - 25.10. Обращаем внимание, что аналогичный по правовой природе документ - полис медицинского страхования - не является предметом регулирования отдельной статьи главы IV Федерального закона N 114-ФЗ.
Проектируемая статья 25.9-1 Федерального закона N 114-ФЗ закрепляет, что "условия и порядок осуществления обязательного страхования риска депортации... определяются правилами страхования, разрабатываемыми страховщиками или объединением страховщиков", а также содержит требования к правилам данного страхования. Однако введение и регулирование обязательного страхования риска депортации или административного выдворения в Федеральном законе N 114-ФЗ и Федеральном законе N 115-ФЗ противоречит пункту 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которому "условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения определяющие: а) субъекты страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев...". Страхование риска депортации или административного выдворения также не согласуется с пунктом 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ, в котором закреплен закрытый перечень объектов обязательного страхования.
В проектируемой статье 25.9-1 Федерального закона N 114-ФЗ предусматривается также, что "во время пребывания на территории Российской Федерации застрахованное лицо должно иметь при себе полис обязательного страхования". Отмечаем, что отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона N 115-ФЗ.
Кроме того, проектируемый подпункт 5.1 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ не учитывает особый статус лиц, для которых делается исключение в подпункте 5 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ (сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств_).
Проектируемые изменения Федерального закона N 114-ФЗ и Федерального закона N 115-ФЗ предлагается включить в отдельные структурные элементы соответствующих статей. Полагаем, что можно рассмотреть вопрос о включении положений о полисе в структурные элементы, предусматривающие обязательность наличия договора (полиса) добровольного медицинского страхования при осуществлении трудовой деятельности (проектируемые подпункт 5.1 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ, пункт 10.1 статьи 13, пункт 14.1 статьи 13.2, пункт 6.1 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ).
Обращаем особое внимание, что введение обязательного страхования риска депортации или административного выдворения в отношении всех иностранных граждан и лиц без гражданства не учитывает, что ряд международных договоров Российской Федерации с отдельными иностранными государствами предусматривает привилегии для въезда соответствующих лиц в Российскую Федерацию (в частности, международные договоры о безвизовых поездках). Такие договоры носят характер взаимности, следовательно, предусмотренные в них правила действуют как в отношении иностранных граждан, так и граждан Российской Федерации. Закрепление в международном договоре Российской Федерации особых прав указанных лиц свидетельствует о предоставлении им более благоприятных условий, чем иностранным гражданам и лицам без гражданства иных государств. Введение в отношении указанных лиц обязанности иметь полис может, наоборот, толковаться как требование, ухудшающее права иностранных граждан и лиц без гражданства государств, с которыми действуют соответствующие международные договоры.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.