Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 157764-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления дополнительных гарантий деятельности профессиональных союзов", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон), Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), направленные на расширение круга лиц, которые могут объединяться в профессиональный союз, а также на установление дополнительных гарантий деятельности профессиональных союзов, в том числе возможности обращения в суд по собственной инициативе не зависимо от просьбы лиц, чьи права нарушены, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица.
Изменение, предлагаемое статьей 1 проекта, согласно которому в профсоюз смогут объединяться лица, не связанные общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, по нашему мнению, нуждается в согласовании с изменениями, вносимыми проектом в пункт 2 статьи 2 Федерального закона, которые говорят о гражданине, достигшем 14 лет и осуществляющим трудовую (профессиональную) деятельность. Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона членом профсоюза может быть лицо, состоящее в качестве члена в первичной профсоюзной организации, которая является объединением членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности. Таким образом, говоря о профсоюзе, как о добровольном общественном объединении граждан, в первую очередь, речь идет о работниках, работающих, как правило, в одной организации и связанных общими производственными и профессиональными интересами.
Кроме того, положение части 2 статьи 2 Федерального закона (в предлагаемой редакции) о том, что профсоюзы создаются "для защиты своих прав и интересов, в том числе в социально-трудовой сфере", предполагает, что профсоюзы создаются для защиты прав и интересов не только в социально-трудовой сфере, что требует согласования с положением части 1 статьи 2 Федерального закона (в предлагаемой редакции), которым определено, что профсоюзы создаются в целях представительства и защиты именно социально-трудовых прав и интересов.
При этом предлагаемую в проекте редакцию частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона следует соотнести с положениями пункта 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, и профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях, создаются в организационно-правовой форме ассоциации (союза).
В дополнительном обсуждении нуждаются изменения, вносимые проектом в статьи 5 и 13 Федерального закона, поскольку часть третья статьи 36 Кодекса уже содержит норму, в соответствии с которой не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей.
Предлагаемые проектом изменения в статью 23 Федерального закона, согласно которым "профсоюзы вправе обращаться в суд с заявлением в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц", следует согласовать с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона, в соответствии с которым "профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке". Таким образом, исходя из положений Федерального закона, круг лиц, в интересах которых профессиональному союзу предоставляется право обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов, на наш взгляд, не может быть неопределенным.
Отмечаем также, что в соответствии со статьей 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются не только судами, но и комиссиями по трудовым спорам, тогда как предложенное проектом дополнение статьи 23 Федерального закона лишает профсоюзы права обращаться в комиссии по трудовым спорам для представления и защиты прав и интересов членов профсоюзов, сохраняя за профсоюзами лишь право на обращение в суд.
Кроме того, изменения, предлагаемые проектом в статью 23 Федерального закона, не согласуются с наименованием изменяемой статьи: "Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров".
Изменения, предлагаемые проектом в статью 24 Кодекса в части обязательности заключения коллективных договоров и соглашений, являются излишними, поскольку в соответствии со статьей 22 Кодекса работодатель обязан, в том числе вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Кодексом. Кроме того, в соответствии с частью второй статьи 36 Кодекса "представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения".
Также предлагаемая редакция абзаца одиннадцатого статьи 24 Кодекса, устанавливающая принцип обязательности заключения коллективных договоров, соглашений, нуждается в согласовании с принципом добровольности принятия сторонами на себя обязательств, изложенным в абзаце девятом данной статьи.
Изменения в статью 41 Кодекса не согласуются с нормами части первой статьи 37 Кодекса, согласно которой "представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений", а также с частью первой статьи 41 Кодекса, в соответствии с которой "содержание и структура коллективного договора определяются сторонами".
Изменения, вносимые проектом в часть вторую статьи 46 Кодекса, нуждаются в согласовании с частью первой указанной статьи, согласно которой "содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение".
В статье 3 проекта предлагается часть 1 статьи 46 ГПК РФ дополнить положением о том, что "заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц профессиональные союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", вправе подавать по собственной инициативе, независимо от просьбы лиц, чьи права, свободы и законные интересы защищаются". Данное положение является излишним, поскольку право в предусмотренных законом случаях предъявить иск в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц по собственной инициативе вытекает из первого предложения части 1 статьи 46 ГПК РФ (см. пункт 4 статьи 1 проекта). При этом отмечаем, что указанное дополнение означало бы, что только профессиональные союзы вправе обращаться с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц по собственной инициативе, а другие лица - нет, что является неверным и противоречит упомянутому положению первого предложения части 1 статьи 46 ГПК РФ. Кроме того, обращаем внимание, что само понятие предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц предполагает, что в данном случае отсутствуют конкретные лица, чьи права, свободы и законные интересы защищаются и от которых может поступить просьба о защите их прав и интересов.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.