Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Рекомендации
по применению справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, для формирования должностного регламента государственного гражданского служащего
Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее - справочник, область и вид деятельности, гражданская служба, гражданские служащие соответственно), предусмотрен частью 8 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ и включает:
требования к базовым знаниям и умениям;
профессионально-функциональные квалификационные требования, состоящие из:
классифицированных по областям и видам деятельности требований к специальностям (направлениям подготовки), профессиональным знаниям и умениям;
требований к функциональным знаниям и умениям.
Должностные регламенты формируются на основе обозначенных квалификационных требований с учетом подходов, изложенных в Методическом инструментарии и использованием информации, содержащейся в справочнике.
Этапы применения справочника включают:
1) определение области деятельности, в рамках которой гражданским служащим осуществляется исполнение должностных обязанностей в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями государственного органа в целом и определенного структурного подразделения (например, область деятельности "Регулирование государственной гражданской и муниципальной службы");
2) определение вида деятельности в рамках области деятельности, в соответствии с которой гражданские служащие исполняют должностные обязанности в локализованном структурном подразделении государственного органа (например, вид деятельности "Регулирование в сфере прохождения государственной гражданской службы");
3) наименования необходимых области и вида деятельности указываются в разделе "Общие положения" должностного регламента.
4) в разделе "Квалификационные требования" должностного регламента рекомендуется первоначально указать требования к уровню профессионального образования, знаниям и умениям вне зависимости от области и вида деятельности гражданского служащего (базовые квалификационные требования, представленные в разделе 2.3 Методического инструментария, разделе "Базовые квалификационные требования" справочника);
5) также в разделе "Квалификационные требования" должностного регламента перечисляются требования к специальностям, направлениям подготовки, профессиональным знаниям и умениям, зависящие от области и вида деятельности гражданского служащего, а также функциональные знания и умения;
6) при наличии решения представителя нанимателя о необходимости определения требований к конкретной специальности, направлению подготовки в должностном регламенте гражданского служащего из раздела "Профессионально-функциональные квалификационные требования" справочника необходимо выбрать необходимые специальности, направления подготовки, определенные в соответствии с областью и видом деятельности и содержащиеся в графе I "Требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования" указанного раздела справочника;
7) при определении в должностном регламенте гражданского служащего профессиональных знаний и умений в зависимости от области и вида деятельности гражданского служащего необходимо выбрать знания, умения, представленные в разделе "Профессионально-функциональные квалификационные требования" справочника в графе II "Требования к профессиональным знаниям" и графе "Требования к профессиональным умениям";
8) функциональные знания и умения указываются в разделе "Квалификационные требования" должностного регламента в зависимости от функциональных обязанностей гражданского служащего: (нормативная правовая деятельность и выработка государственной политики (преимущественно, министерства), осуществление контрольно-надзорной деятельности (преимущественно, службы), предоставление государственных услуг (преимущественно, агентства), осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций (все государственные органы).
Указанные знания и умения представлены в разделе 3.4 Методического инструментария и в разделе "Профессионально-функциональные квалификационные требования" справочника.
В результате формирования справочника на основе предложений государственных органов на гражданской службе выделено 32 области деятельности федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Области и виды деятельности, а также квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы при необходимости могут быть уточнены. В этом случае федеральному государственному органу или уполномоченному государственному органу субъекта Российской Федерации необходимо направить в Минтруд России обоснованные предложения о внесении изменений в перечень областей и видов деятельности и в справочник.
В отношении обновления должностных регламентов по должностям гражданской службы, замещаемых в настоящее время гражданскими служащими, следует учитывать следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" квалификационное требование для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется:
1) к гражданам, претендующим на замещение указанных должностей гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;
2) к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления в силу Федерального закона N 224-ФЗ, в отношении замещаемых ими должностей гражданской службы.
В этой связи внесение изменений в должностные регламенты гражданских служащих, замещающих указанные должности, в части уровня образования не требуется. Вместе с тем после освобождения указанных гражданских служащих от должностей гражданской службы в должностные регламенты по данным должностям гражданской службы включаются соответствующие требования к уровню профессионального образования.
При подготовке должностного регламента предлагается руководствоваться рекомендуемой структурой положений должностного регламента в части квалификационных требований, а также использовать пример, являющиеся соответственно Приложениями N 5 и 6 к Методическому инструментарию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.