Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 195436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части надбавки к цене на мощность, в целях доведения цены на электрическую энергию до базовых уровней на территориях Дальневосточного федерального округа)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 195436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации механизма применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней (далее - надбавка для ДФО), который предусмотрен в Федеральном законе от 28.12.2016 N 508-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ-508).
Вступление в силу указанного Федерального закона предусматривает снижение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) и на соответствующую сумму увеличение ее стоимости для потребителей первой и второй ценовой зоны оптового рынка, которые будут оплачивать мощность по цене с надбавкой для ДФО.
После вступления в силу ФЗ-508 основным неурегулированным вопросом остался вопрос трансляции средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, потребителям электрической энергии (мощности) на территориях ДФО.
Субъект оптового рынка - производитель электрической энергии (мощности), реализующий мощность по цене, к которой применяется надбавка для территорий ДФО, функционирует в ценовых зонах оптового рынка (в первой ценовой зоне оптового рынка (территории Европы и Урала), во второй ценовой зоне оптового рынка (территория Сибири).
В то же время, до базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) должны быть снижены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) на территориях ДФО.
Территории ДФО относятся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам (электроэнергетические системы Камчатской области, Магаданской области, Западного и Центрального района электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Чукотского автономного округа) и к неценовым зонам оптового рынка (территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области). Кроме того, в указанных территориях имеются отдельные изолированные энергосистемы.
Субъект оптового рынка не имеет договорных отношений по купле-продаже электрической энергии и мощности со всеми потребителями ДФО, что не позволяет ему самостоятельно обеспечить снижение стоимости электрической энергии (мощности) в отношении указанных потребителей за счет средств, получаемых от применения надбавки для ДФО.
В соответствии с ФЗ-508 Правительство Российской Федерации наделено полномочиями, в том числе, по установлению порядка целевого использования средств, получаемых от применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), для достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (далее - порядок целевого использования средств).
Порядок целевого использования средств предусматривает предоставление субъектом оптового рынка средств, полученных в результате применения надбавки к цене на мощность, в бюджеты субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в виде целевого безвозмездного взноса.
Указанные безвозмездные целевые взносы предоставляются на цели финансирования гарантирующим поставщикам (энергоснабжающим, энергосбытовым организациям) выпадающих доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Размер выпадающих доходов указанных организаций определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В то же время у Комитета по законопроекту имеется ряд замечаний.
Термин "безвозмездный целевой взнос" отсутствует в действующем законодательстве, возможно, в связи с этим имеется необходимость определить этот термин в базовом законе N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Вызывает озабоченность также то, что срок действия рассматриваемой надбавки составляет три года и к настоящему моменту прошла уже половина этого срока. В то же время законопроект предполагает принятие подзаконных актов, регулирующих существенные условия соглашения о безвозмездном целевом взносе. Представляется, что в таких условиях законопроект мог бы содержать конкретные сроки принятия Правительством Российской Федерации указанного нормативного правового акта, возможно также обусловить срок вступления законопроекта в действие датой принятия такого нормативного акта.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 195436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.