Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 48492-7 "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса об административных правонарушениях" (в части технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства, дачных домов, садовых домов к газораспределительным сетям за счет средств газораспределительных организаций)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 48492-7 "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса об административных правонарушениях", внесённый депутатами Государственной Думы А.Ю. Морозовым, С.В. Натаровым, А.Н. Диденко, Комитет отмечает следующее.
Представленным проектом федерального закона предлагается осуществлять технологическое присоединение газоиспользующего оборудования (в части объектов индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых домов) к газораспределительным сетям за счет средств газораспределительных организаций (далее - ГРО) и определить административное наказание для указанных организаций за необоснованный отказ или уклонение от проведения в установленном порядке мероприятий по технологическому присоединению.
В настоящее время порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. N 1314 (далее - Правила).
Правилами установлено, что подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения может осуществляться путем заключения одного из следующих договоров:
- договора подключения, стоимость которого рассчитывается, исходя из платы за подключение (льготная категория);
- договора подключения, стоимость которого определяется, исходя из стандартизированных тарифных ставок;
- договора подключения по индивидуальному проекту с возмещением заявителем расходов, связанных с осуществлением мероприятий по подключению.
В случае, если у ГРО возникают выпадающие доходы в результате подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения лиц, соответствующих критериям "льготной категории", то выпадающие доходы ГРО покрываются за счет средств, получаемых от применения специальной надбавки к тарифу на транспортировку природного газа потребителям (но не более 70 процентов указанных средств, в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение). В случае, если для ГРО специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не устанавливается, размер выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования учитывается при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединения (п. 26.22. Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021).
Возникновение у ГРО выпадающих доходов в результате исполнения договоров подключения, стоимость которых определяется, исходя из стандартизированных тарифных ставок и договоров подключения по индивидуальному проекту, действующими нормативно-правовыми актами (далее - НПА) не предусматривается.
Таким образом, совокупностью действующих НПА в сфере подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства установлены достаточные механизмы, позволяющие "льготной категории" граждан и юридических лиц осуществить подключение указанным лицам объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
По существу законопроекта Комитет отмечает следующее.
Вводимой законопроектом статьей 23.2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливается, что технологические присоединение объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих и предназначенных для проживания одной семьи жилых домов с количеством этажей не более чем три, дачных домов, садовых домов) к газораспределительным сетям осуществляется за счет собственных средств ГРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основной задачей ГРО согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации является обеспечение безопасного и бесперебойного газоснабжения, транспортировка газа потребителям.
Приоритетом в деятельности ГРО является эксплуатация газораспределительных систем, техническое обслуживание и ремонт газораспределительных сетей. Проектирование и строительство сетей газораспределения не являются для ГРО основными видами деятельности и не могут финансироваться за счет тарифа на транспортировку газа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области ценообразования.
Кроме того, работы по проектированию и строительству в Российской Федерации вправе выполнять иные организации, имеющие необходимые допуски на производство соответствующих работ.
Обязанность выполнения работ по техприсоединению объектов индивидуального жилищного строительства за счет собственных средств ГРО возложена авторами законопроекта исключительно на ГРО, что является нарушением основополагающего принципа гражданского законодательства - равенства участников гражданского оборота (п.1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Необходимо учитывать, что на ГРО распространяются требования о соблюдении положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и запрет на совершение действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В законопроекте не предусмотрена возможность отказа ГРО от выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов индивидуального жилищного строительства (в том числе ввиду отсутствия у ГРО финансовых средств). Таким образом, ГРО будут нести риски привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, даже при наличии объективных причин невозможности исполнения всех заявок по присоединению объектов индивидуального жилищного строительства.
В случае реализации данного законопроекта ГРО будут вынуждены направлять на технологическое присоединение объектов индивидуального жилищного строительства собственные финансовые средства, при этом механизм компенсации затрат законопроектом не предусмотрен. Возложение невозмещаемой финансовой нагрузки на ГРО без учета компенсации затрат приведет к невозможности исполнения обязательств ГРО по обеспечению безопасного и бесперебойного газоснабжения, а также к износу и обветшанию сетей газораспределения ввиду отсутствия у ГРО денежных средств на модернизацию и реконструкцию газораспределительных сетей и оборудования на них (при этом значительно увеличится степень вероятности наступления негативных последствий техногенного характера на сетях газораспределения).
В законопроекте также не предусмотрен отказ ГРО от выполнения мероприятий по техприсоединению ввиду отсутствия денежных средств, что может привести к негативным для ГРО последствиям, в том числе предусмотренным положениями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Изменения, вводимые в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) статьей 9.23 рассматриваемого законопроекта, направлены на установление штрафных санкций (наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей) в отношении ГРО в случае необоснованного отказа или уклонения от проведения в установленном порядке мероприятий по техприсоединению объектов.
Вместе с тем, действующая редакция КоАП (ст. 9.21) уже содержит положение о наложении административного штрафа на должностных (от десяти до сорока тысяч рублей) и юридических лиц (от ста до пятисот тысяч рублей) в случае нарушения субъектом естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (техприсоединения) к газораспределительным сетям. Часть 2 указанной статьи устанавливает ответственность за повторное совершение административного правонарушения (увеличение размера штрафа: до 50 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет - для должностных лиц; до одного миллиона рублей - для юридических лиц).
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения, по мнению Комитета, представляются избыточными и нецелесообразными.
На рассматриваемый законопроект получен отрицательный Официальный отзыв Правительства Российской Федерации, отрицательное заключение Счётной палаты Российской Федерации; Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) в своем заключении излагает ряд замечаний и предлагает авторам доработать текст законопроекта.
С учетом вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 48492-7 "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.