Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), устанавливающие порядок использования биометрических персональных данных, а также проверки таких данных при осуществлении идентификации и аутентификации клиента-физического лица кредитной организации без его личного присутствия. Для этих целей в законопроекте предусматривается создание единой системы идентификации и аутентификации. При этом в законопроекте не раскрывается правовой статус данной системы, порядок ее функционирования и не содержится сведений об операторе системы.
Также требует соотнесения, по нашему мнению, указанная единая система идентификации и аутентификации и информационные системы, частично содержащие сведения о физических лицах, предусмотренные проектируемым пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона, создание которых предусмотрено иными федеральными законами. Например, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 18 июня 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине, указанных в статье 9 указанного Федерального закона, формируют государственную информационную систему миграционного учета.
В законопроекте необходимо уточнить, что понимается под "информационно-технологическими элементами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение и предоставление биометрических персональных данных" (абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 законопроекта), в частности, являются ли они самостоятельной государственной информационной системой. Также требует уточнения статус "оператора информационно-технологических элементов", указанный в частях 1 и 4 статьи 2 законопроекта, его соотношение с оператором государственного информационного ресурса, упомянутом в абзаце десятом пункта 2 статьи 1 законопроекта, поскольку в статье 2 законопроекта содержится ссылка именно на абзац десятый пункта 2 статьи 1 законопроекта, а не на абзац одиннадцатый. Кроме того предлагаем в абзаце десятом пункта 2 статьи 1 законопроекта унифицировать понятия "государственная информационная система" и "государственный информационный ресурс", поскольку, очевидно, речь идет об одном и том же.
Согласно положениям абзаца девятого предлагаемого пункта 5.6 статьи 7 Федерального закона в случае изменения сведений, предусмотренных абзацем вторым данного пункта, в государственном информационном ресурсе оператор соответствующего ресурса направляет уведомление в единую систему идентификации и аутентификации в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Необходимо уточнить, какой государственный информационный ресурс имеется в виду в данном положении, а также каковы правовые последствия направления указанного уведомления. Если имеется в виду, что направление такого уведомления влечет за собой соответствующее изменение сведений, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, обращаем внимание, что в абзаце первом предлагаемого пункта 5.6 статьи 7 Федерального закона предусмотрен иной порядок обновления содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации сведений о клиенте - физическом лице. Также обращаем внимание, что в части 5 статьи 2 законопроекта прямо установлен срок направления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и миграции, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в единую систему идентификации и аутентификации адресных уведомлений об изменении хранящихся в соответствующих информационных системах сведений о физических лицах, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации.
Согласно абзацу десятому предлагаемого пункта 5.6 статьи 7 Федерального закона "сбор, обработка, направление, хранение и предоставление биометрических персональных данных, а также проверка таких данных при осуществлении идентификации клиента-физического лица без его личного присутствия, осуществляются с использованием информационно-технологических элементов", в связи с чем необходимо уточнить, о каких случаях предоставления биометрических персональных данных идет речь (кому и с какой целью). Обращаем внимание, что из положений законопроекта неясно, должны ли кредитным организациям с использованием информационно-технологических элементов предоставляться непосредственно биометрические персональные данные или только подтверждение совпадения предоставленных клиентами для целей открытия счета (вклада) биометрических персональных данных с биометрическими персональными данными, содержащимися в единой системе идентификации и аутентификации.
Поскольку в предлагаемом пункте 5.6 статьи 7 Федерального закона предусматривается направление в единую систему идентификации и аутентификации, в том числе биометрических персональных данных, в абзаце первом данного пункта следует уточнить, что согласие клиента - физического лица на направление в единую систему идентификации и аутентификации сведений о нем дается в письменной форме (см. статью 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных").
Также полагаем возможным положения статьи 2 законопроекта также внести в Федеральный закон, поскольку они содержат нормы постоянного характера.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.