Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 143562-7 "О внесении изменений в статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",
внесенному Парламентом Республики Северная Осетия - Алания
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить, что при аренде земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право передать указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка только с согласия арендодателя (пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим отмечаем, что в законопроекте отсутствуют основания для принятия арендодателем соответствующего решения, допуская для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, в то время как норма должна быть формально определенной, четкой, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (см., например, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 31-П, от 30 июня 2011 года N 14-П).
Законопроектом также предлагается установить годовой размер арендной платы, применяемый в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что превышает в пять раз применяемый в данном случае размер годовой арендной платы, установленный действующей редакцией пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пояснительной записке к законопроекту в случае внесения такого изменения "будут уравнены права всех арендаторов, имеющих земельные участки сельскохозяйственного назначения".
Обращаем внимание на то, что в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 3 указанного Федерального закона изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с данным пунктом, может предусматриваться договорами аренды только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Также отмечаем, что согласно пункту 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" арендная плата за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, переданный в аренду использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, устанавливается в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, полагаем, что предлагаемое законопроектом изменение нуждается в дополнительном обосновании.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.