Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 149528-7 "О внесении изменения в статью 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности высшего должностного лица субъекта за нарушение условий предоставления и использования дотаций, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации)",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, С.М. Катасоновым, В.В. Сысоевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 149528-7 "О внесении изменения в статью 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, С.М. Катасоновым, В.В. Сысоевым, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести дополнения в статью 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), предусматривающие установление административной ответственности за нарушение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, условий предоставления и использования таких дотаций, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также допущение указанным лицом, получающим упомянутые дотации, невыполнения обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из соглашений, заключенных в связи с предоставлением такой дотации.
В связи с этим нормами законопроекта предлагается установить два новых состава административных правонарушений. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что установление указанных составов необходимо в целях привлечения к персональной административной ответственности указанных лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства в указанной сфере, а также повышение бюджетной дисциплины по использованию бюджетных средств.
Вместе с тем не совсем понятно, почему в проектируемом пункте 2 законопроекта предусматривается установление административной ответственности за нарушение вышеуказанным лицом, получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, условий предоставления и использования таких дотаций, установленных только Бюджетным кодексом Российской Федерации, поскольку указанное нарушение может заключаться также в нарушении обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из соглашений, заключенных в связи с предоставлением такой дотации.
Полагаем, что применение положений проектируемого пункта 3 статьи 15.15.3 КоАП может вызвать правовую неопределенность, поскольку из данных положений законопроекта не совсем понятно, какие конкретно действия и или бездействия должно совершить высшие должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), чтобы установить факт допущения указанным лицом невыполнения обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из соглашений, заключенных в связи с предоставлением вышеуказанных дотаций. Указанная формулировка предоставляет возможность уполномоченным органам применять произвольное и широкое усмотрение о привлечении указанного лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное в проектируемом пункте 3 статьи 15.15.3 КоАП.
В частности, невыполнение обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из соглашений, заключенных в связи с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не всегда может быть непосредственно связано с конкретными действиями или бездействием высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или зависеть от его решений, действий или бездействий.
Кроме того, в составах административных правонарушений, предусмотренных в действующей редакции КоАП, понятие "допущение лицом невыполнения каких-либо обязательств" в качестве основания для привлечения данного лица к административной ответственности не применяется.
Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 N 3-П. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П).
Согласно действующей редакции статьи 15.14 КоАП уже предусмотрена административная ответственность в отношении должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Указанный состав административного правонарушения и составы административных правонарушений, предусмотренные в законопроекте, по ряду признаков носят схожий характер.
При этом состав административного правонарушения, предусмотренный в статье 15.14 КоАП, по своему содержанию только частично совпадает с составами административных правонарушений, предусмотренных в законопроекте. Нарушение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающим указанные дотации, условий их предоставления и использования, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, может заключаться не только в нецелевом использовании бюджетных средств, но и в частности, в несоблюдении предельного размера государственного долга субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поэтому в целях исключения правовой неопределенности в применении указанных составов административных правонарушений на практике и исключения привлечения высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к административной ответственности дважды за одни и те же действия (бездействия) в законопроекте требуется более четко разграничить между собой данные составы. В связи с этим в законопроекте необходимо предусмотреть, что указанные в нем специальные составы административных правонарушений подлежат применению в отношении данных лиц в случае, если они не подпадают под общие положения статьи 15.14 КоАП, устанавливающие административную ответственность в отношении всех должностных лиц, но только за нецелевое использование бюджетных средств.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.