Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 157778-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части признания информационных систем объектами соглашения)",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, Ю.А. Петровым, Д.В. Сазоновым, А.В. Чернышевым, А.Н. Ищенко, К.Г. Слыщенко, А.Н. Хайруллиным, Г.К. Сафаралиевым, М.С. Шереметом, С.А. Вострецовым, М.А. Ивановым, В.И. Афонским, М.И. Щаблыкиным, А.А. Максимовым, А.И. Воеводой, Д.В. Ламейкиным, М.Е. Бугерой, М.Р. Хасановым, М.С. Гаджиевым, П.М. Федяевым, А.Ю. Брыксиным, Д.С. Скривановым, Р.Р. Ишсариным, М.В. Романовым, И.Х. Зиннуровым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июня 2017 года (протокол N 49, пункт 83) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 157778-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части признания информационных систем объектами соглашения), внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, Ю.А. Петровым, Д.В. Сазоновым, А.В. Чернышевым, А.Н. Ищенко, К.Г. Слыщенко, А.Н. Хайруллиным, Г.К. Сафаралиевым, М.С. Шереметом, С.А. Вострецовым, М.А. Ивановым, В.И. Афонским, М.И. Щаблыкиным, А.А. Максимовым, А.И. Воеводой, Д.В. Ламейкиным, М.Е. Бугерой, М.Р. Хасановым, М.С. Гаджиевым, П.М. Федяевым, А.Ю. Брыксиным, Д.С. Скривановым, Р.Р. Ишсариным, М.В. Романовым, И.Х. Зиннуровым.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ), согласно которым к объектам соглашения о государственно-частном партнерстве и объектам соглашения о муниципально-частном партнерстве (далее - соглашение о партнерстве), концессионного соглашения предлагается отнести программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, центры обработки данных, государственные информационные системы или их совокупность. Проектируемыми изменениями дополняется понятийный аппарат указанных федеральных законов, закрепляется понятие создание объекта соглашения в отношении недвижимого, движимого имущества, а также в отношении программ для ЭВМ, баз данных. Вносятся изменения, предусматривающие условия заключения соглашения о партнерстве и концессионного соглашения, объектами которых являются результаты интеллектуальной деятельности.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроектом предлагается в качестве объекта соглашений о партнерстве и концессионного соглашения предусмотреть объекты IT-инфраструктуры с целью законодательного закрепления и регулирования объектов телекоммуникационной сферы в правоотношениях, складывающихся в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Данная формулировка объекта соглашений имеет целью, с одной стороны, предусмотреть государственные информационные системы в качестве объекта соглашения о партнерстве и концессионного соглашения, и при этом с другой стороны - привести в соответствие такой объект с нормами гражданского законодательства.
Тем самым, идея авторов законопроекта о легитимизации механизма взаимодействия публичных и частных партнеров в сфере информационно-коммуникационных технологий, по мнению Комитета, заслуживает поддержки.
Вместе с тем, Комитетом обращается внимание на необходимость корректировки отдельных положений законопроекта.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 законопроекта предлагается внести изменения в статью 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ и установить, в частности, что решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту Российской Федерации, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - главой муниципального образования.
При этом следует учитывать, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации (подпункт "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
С учетом изложенного, по мнению Комитета, представляется целесообразным, чтобы решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, принималось не главой муниципального образования (фактически единолично), а представительным органом муниципального образования. Это также будет соотноситься с положениями пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также необходимо отметить, что подпунктом "в" пункта 17 статьи 2 законопроекта статья 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ дополняется новой частью 5, согласно которой в случае, если инициатором заключения концессионного соглашения выступает концедент, то он обеспечивает подготовку соответствующего проекта решения о заключении концессионного соглашения и направляет его в орган государственной власти, орган местного самоуправления с приложением предложения о заключении концессионного соглашения.
Однако следует учитывать, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ концедентом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, которые на основании статьи 22 Федерального закона N 115-ФЗ самостоятельно принимают решение о заключении концессионного соглашения, что исключает направление проектов таких решений в эти же органы. Полагаем, что проектируемое изменение требует соответствующей корректировки.
Вместе с тем указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в части вопросов ведения полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 157778-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части признания информационных систем объектами соглашения) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.