Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1097790-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об отмене требования к размещению сельскохозяйственных рынков в капитальных зданиях (строениях), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается отменить законодательно установленное требование об обязательном размещении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальных зданиях (строениях). В этой связи вносятся взаимосвязанные изменения в статьи 11 "Требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений" и 24 "Переходные положения" Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о розничных рынках).
Федеральный закон о розничных рынках принимался для решения в этой сфере ряда серьезных проблем. С целью пресечения масштабных нарушений в организации розничных рынков, бесконтрольности осуществления на них торговой деятельности были приняты меры законодательного регулирования, позволяющие обеспечить безопасность и качество реализуемых на розничных рынках товаров. Ставилась также цель по предотвращению нелегальной торговли, торговли контрафактными и фальсифицированными товарами на рынках, а также по пресечению злоупотреблений в налоговой сфере. Изначально статьей 24 Федерального закона о розничных рынках было установлено, что в отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков требование об использовании в их деятельности исключительно капитальных зданий, строений, сооружений должно применяться с 1 января 2012 года, т.е. переходный период на тот момент составлял 5 лет. Указанный срок посредством внесения изменений в Федеральный закон о розничных рынках неоднократно пересматривался.
Так, Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" срок перевода деятельности в капитальные строения для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных в городах с численностью населения свыше 1 миллиона человек, в очередной раз был перенесен и действует с 1 января 2016 года.
Для рынков, расположенных на территориях городов (поселений) с меньшей численностью населения, данный срок устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Регионы самостоятельно будут определять сроки и порядок перевода деятельности розничных рынков исключительно в капитальные строения с учетом местных особенностей и особенностей развития территории, при этом, остается возможность использования на таких розничных рынках временных строений и сооружений. В отношении всех видов розничных рынков, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, требование о переходе в капитальные строения будет применяться с 1 января 2020 года.
Таким образом, совокупный период для перехода сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных в городах с численностью населения свыше 1 миллиона человек, в капитальные здания (строения) составил 9 лет - достаточный срок для реализации требования. За это время многие добросовестные управляющие рынками компании - субъекты предпринимательской деятельности, вложили в строительство (перевооружение) рынков значительные собственные и заемные средства. Вместе с тем, отдельные управляющие рынками компании своевременно не предпринимали мер по обеспечению соответствия своей деятельности законодательным требованиям и, затягивая реализацию требований статьи 24, рассчитывали на очередной перенос сроков перевода деятельности рынков в капитальные здания (строения). При этом, используя преимущества недобросовестной конкуренции, они продолжали осуществлять свою деятельность и извлекать прибыль, тогда как добросовестные управляющие компании находились в заведомо проигрышной ситуации и терпели убытки. Соответственно, признание утратившими силу предлагаемых законопроектом положений ст. 24 Федерального закона о розничных рынках приведет к ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий в отношении законопослушных хозяйствующих субъектов, обеспечивших своевременное выполнение установленных требований.
Представляется, что для поддержки отечественных товаропроизводителей и обеспечения реализации сельскохозяйственной продукции органы власти субъектов Российской Федерации, местные органы власти и предприниматели могут активней использовать более гибкий формат организации торговой деятельности - ярмарки (сезонные, выходного дня и т.д.).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Места для продажи товаров (работ, услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством. Организаторами ярмарок могут являться органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица (индивидуальные предприниматели), которые вправе упростить порядок и сократить плату за предоставление торговых мест.
Считаем, что в настоящее время органы власти субъектов Российской Федерации имеют правовые основания и обладают достаточными полномочиями по размещению на своих территориях торговых объектов различных форматов, в том числе вне стационарных зданий (строений, сооружений), обеспечив отечественных товаропроизводителей доступными торговыми местами для реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукцией.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 1097790-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об отмене требования к размещению сельскохозяйственных рынков в капитальных зданиях (строениях) и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.