Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 141506-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесённому Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона дополняются полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов и органов местного самоуправления в области теплоснабжения, а также устанавливается административная ответственность за нарушение требований к схемам теплоснабжения.
Часть 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополняется новыми словами после слов "частью 5 статьи 9.23". Следует уточнить предлагаемое изменение, поскольку данные слова указаны в части 1 два раза - по отношению к физическим и по отношению к должностным лицам.
Из части 1 новой статьи 9.24 Кодекса неясно, почему противоправным действием признано только направление проекта схемы (актуализированной схемы) теплоснабжения, разработанной с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, а не собственно нарушение указанных требований и порядка. Кроме того, состав административного правонарушения следует уточнить в части нарушения порядка утверждения схем теплоснабжения, поскольку с внесением проектируемых изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских поселений, городских округов будет отнесено направление в федеральный орган исполнительной власти для утверждения схем теплоснабжения, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (.см. постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154), однако утверждение схем теплоснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских поселений, городских округов в Федеральном законе не предусмотрено.
Полагаем необходимым уточнить основание для установления административной ответственности за действия, перечисленные в части 4 статьи 9.24 Кодекса
Часть 6 статьи 9.24 Кодекса не может быть включена в статью как самостоятельная часть, поскольку она не содержит состава административного правонарушения. Однако и в примечании соответствующего содержания к указанной статье необходимости включения проектируемых положений не усматривается, поскольку в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.24 Кодекса, ответственность будет нести виновное лицо, которое было обязано совершить определенные действия.
В части 7 статьи 9.24 Кодекса предусматривается административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, без учета того, что часть 3 в свою очередь предусматривает ответственность за повторное совершение правонарушения, а также без учета того, что повторность в Кодексе не трактуется как совершение правонарушения во второй раз, то есть за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, во второй, третий и более раз ответственность будет наступать по части 3 данной статьи, а не по части 7.
Обращает на себя внимание несоразмерность наказаний, предусмотренных в ряде частей статьи 9.24 Кодекса. Так, в частях 1 и 2 установлено наказание в виде предупреждения, а в части 3 этой же статьи за повторное совершение данных правонарушений установлен административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, то есть до максимально возможного размера штрафа, предусмотренного для должностных лиц в общем порядке в части 1 статьи 3.5 Кодекса. В части 4 статьи 9.24 и части 29 статьи 19.5 Кодекса предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей. В части 7 статьи 9.24 и части 30 статьи 19.5 Кодекса предусматриваются административный штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация за повторное совершение правонарушений, за которое в первый раз могут быть назначены предупреждение или административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч (часть 4 статьи 9.24, часть 29 статьи 19.5 Кодекса) или административный штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч (часть 5 статьи 9.24 Кодекса).
В проекте необходимо уточнить, кто будет рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 9.24 и частью 30 статьи 19.5 Кодекса. Поскольку данные структурные единицы включены в часть 2 статьи 23.1 Кодекса, предполагается, что дела об административных правонарушениях, за которые может быть назначена альтернативная дисквалификация, будет рассматривать суд, а дела об административных правонарушениях, за которые может быть назначен административный штраф, будет рассматривать федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 23.86 Кодекса, и, соответственно, данную статью следует дополнить указанием на часть 7 статьи 9.24 и часть 30 статьи 19.5 Кодекса.
Если имеется в виду, что дела об указанных правонарушениях должен рассматривать только суд, часть 7 статьи 9.24 и часть 30 статьи 19.5 Кодекса следует включить в часть 1 статьи 23.1 и в статье 28.3 Кодекса определить должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.
Обращаем внимание, что согласно статье 1.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесение изменений в Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на четырёх листах
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.