Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и отнести к объектам соглашений о государственно-частном партнерстве и соглашений о муниципально-частном партнерстве "программы для ЭВМ, базы данных (в том числе в составе сайтов в сети "Интернет" и информационных систем или их совокупности)" и "центры обработки данных".
В связи с этим отмечаем, что в законопроекте не предусмотрено определение понятия "центры обработки данных", при этом не содержится и каких-либо положений о порядке создания и (или) реконструкции таких объектов в рамках государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства (см., например, предлагаемое определение понятия "создание объекта соглашения").
Относительно такого объекта соглашений о государственно-частном партнерстве и соглашений о муниципально-частном партнерстве, как "программы для ЭВМ, базы данных (в том числе в составе сайтов в сети "Интернет" и информационных систем или их совокупности)", неясно, что в данном случае рассматривается в качестве объекта таких соглашений - собственно программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся нематериальными объектами, или же в целом информационные системы, в составе которых находятся такие программы для ЭВМ и базы данных, сайты в сети "Интернет" (см. определения понятий "информационная система", "сайт в сети "Интернет", предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В законопроекте разделяются понятия "программы для ЭВМ, баз данных (в том числе в составе информационных систем и (или) сайтов в сети "Интернет")" и "движимое имущество, технологически связанное с программами для ЭВМ и (или) базами данных", однако из определения понятия "модернизация движимого имущества, технологически связанного с программами для ЭВМ и (или) базами данных", на наш взгляд, следует, что к такому движимому имуществу относятся и указанные информационные системы, в составе которых находятся программы для ЭВМ и базы данных.
Указанные замечания относятся и к положениям проекта о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Согласно предлагаемой части 8.1 статьи 5 Федерального закона "в случае, если соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не могут являться частным партнером, а также участвовать на стороне частного партнёра по такому соглашению иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные и (или) российские юридические лица), решения которых прямо или косвенно (через третьих лиц) могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом". Данное положение не учитывает, что само понятие "частный партнер" определяется в Федеральном законе как российское юридическое лицо, с которым в соответствии с Федеральным законом заключено соглашение (пункт 5 статьи 3). Соответственно, требование о том, что в качестве частного партнера может выступать только российское юридическое лицо, распространяется на все случаи заключения соглашений о государственно-частном партнерстве или муниципально-частном партнерстве, независимо от вида объекта соглашения. При этом некорректной представляется и сама формулировка "иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные и (или) российские юридические лица), решения которых прямо или косвенно (через третьих лиц) могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы", поскольку не позволяет определить, какие лица охватываются понятием "иностранный инвестор".
Законопроект содержит противоречивые положения по вопросам о том, у какой стороны соглашения возникает исключительное право на предусмотренный в проекте объект соглашения, каковы обязательства сторон соглашения по передаче другой стороне прав на объект соглашения в рамках реализации соглашения (см. предлагаемую редакцию пункта 4 части 2 и пункта 4 части 3 статьи 6, предлагаемую редакцию части 1, пункта 6 части 2, пункты 1 и 2 предлагаемой части 2.2, предлагаемую редакцию части 4, предлагаемое дополнение части 12 статьи 12, предлагаемое дополнение части 19 статьи 13 Федерального закона).
При этом следует учитывать, что в случае, если в качестве объекта соглашения рассматривается программа для ЭВМ или база данных и предметом соглашения является ее переработка (модификация), то в результате такой переработки (модификации) исключительное право возникает не на саму программу для ЭВМ или базу данных, которая была подвергнута переработке, а на производное произведение, созданное в результате переработки и являющееся самостоятельным объектом авторских прав. При этом исключительное право на саму программу для ЭВМ или базу данных, которая была подвергнута переработке, сохраняется независимо от исключительного права на производное произведение (см. статью 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации, предлагаемое определение понятия "создание объекта соглашения", положения подпунктов "а", "б", "в" пункта 4, подпункта "а" пункта 5 статьи 1 проекта).
Кроме того, относительно тех положений проекта, из содержания которых можно сделать вывод о том, что частному партнеру в соответствии с соглашением может принадлежать только право использования объекта соглашения в объемах, необходимых для осуществления предусмотренной соглашением деятельности, в то время как исключительное право на объект соглашения принадлежит публичному партнеру (см. предлагаемую редакцию пункта 6 части 2, пункт 1 предлагаемой части 2.2 статьи 12, предлагаемое дополнение части 19 статьи 13 Федерального закона), отмечаем, что в данном случае по существу исключается особенность правового регулирования отношений в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства, позволяющая отделить их от отношений в рамках концессионных соглашений, регулируемых Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Из содержания предлагаемой редакции части 14 статьи 12 Федерального закона неясно, на каком праве созданное недвижимое имущество принадлежит соответственно частному партнеру или публичному партнеру в предусмотренных данной частью случаях - на праве собственности, исключительном праве или праве использования. При этом отмечаем, что на объекты недвижимости исключительное право не возникает. Аналогичные замечания относятся к предлагаемой редакции части 10 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ).
При внесении изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения предлагается относить как государственные информационные системы или их совокупность, так и "программы для ЭВМ, базы данных (в том числе в составе сайтов в сети "Интернет" и (или) государственных информационных систем или их совокупности)", в связи с чем неясно, в чем заключается отличие между такими объектами концессионного соглашения, учитывая, что в состав информационных систем входят в том числе программы для ЭВМ и базы данных (см. определение понятия "информационная система", предусмотренное Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Обращаем внимание на положение предлагаемой редакции части 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно которому как в случае, если концессионное соглашение заключается в отношении государственной информационные системы или их совокупности, так и в случае, если оно заключается в отношении "программ для ЭВМ, баз данных (в том числе в составе сайтов в сети "Интернет" и (или) государственных информационных систем или их совокупности)", под созданием объекта концессионного соглашения понимаются одни и те же действия - "создание и (или) переработка (модификация) программ ЭВМ, баз данных, а также модернизация движимого имущества, технологически связанного с указанными объектами и предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением" (см. также предлагаемую часть 3.1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ).
В предлагаемой статье 22.1 Федерального закона N 115-ФЗ следует учесть положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющих структуру соответствующих органов.
Законопроект нуждается в существенной редакционной, юридико-технической и лингвостилистической доработке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.