Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2017 г. N 03-05-05-01/32174
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке исчисления налоговой базы в отношении нежилого помещения в связи с изменением вида разрешенного использования объекта недвижимого имущества в середине года и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса.
Кроме того, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Кодекса).
В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне и (или) их разрешенного использования.
Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), то зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении), должны включаться в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного пунктом 5 статьи 378.2 Кодекса, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налоговая база в отношении указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода при условии включения в Перечень на соответствующий налоговый период соответственно зданий (строений и сооружений, включающих помещения в них) и нежилых помещений.
Кроме того, главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не предусмотрен порядок применения в течение налогового периода разных налоговых баз, установленных статьей 375 Кодекса.
По мнению Департамента, вне зависимости от изменения в течение 2017 года назначения здания (строения, сооружения) или нежилого помещения, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, налоговая база в отношении нежилого помещения должна определяться за этот налоговый период как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2017 года.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость объекта в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Уполномоченный орган исполнительной власти региона не позднее 1 числа очередного налогового периода определяет перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
НК РФ не предусмотрен порядок применения в течение налогового периода разных налоговых баз.
Вне зависимости от изменения в течение 2017 г. назначения здания (строения, сооружения) или нежилого помещения налоговая база должна определяться за этот период как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2017 г. N 03-05-05-01/32174
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2017 г., N 7