Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 июня 2017 г. N 03-02-08/36213
В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев предложение о внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02.12.2013 N 345 "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"), предусматривалось в третью очередь списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонд обязательного медицинского страхования, в четвертую очередь - списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "345-ФЗ"
С 1998 по 2013 годы на основании федеральных законов о федеральных бюджетах на соответствующие годы впредь до внесения в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производились в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очередности.
Указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации абзац четвертый пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установленная пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации очередность перечисления денежных средств может приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) и формирует правовые условия для легального отказа от ее выполнения. Между тем налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод гражданина, а также осуществление социальной функции государства (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации были внесены изменения в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в третью очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Статьей 8 Конвенции N 173 Международной организации труда "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" предусмотрено, что национальное законодательство или регламенты предоставляют требованиям трудящихся более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований, и, в частности, с требованиями государства и системы социального обеспечения. Однако, если требования трудящихся защищены при помощи гарантийных учреждений в соответствии с разделом III Конвенции, то защищенные таким образом требования могут получить более низкую очередность по сравнению с требованиями государства и системы социального обеспечения.
Статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, а также требования о выплате выходных пособий удовлетворяются во вторую очередь.
Кроме того, пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что во вторую очередь удовлетворяются требования по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту) на основании исполнительных документов.
Учитывая изложенное, полагаем нецелесообразным внесение изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на установление преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Не поддержано предложение установить преимущественное удовлетворение требований по перечислению (выдаче) денег с банковских счетов для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему России.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 июня 2017 г. N 03-02-08/36213
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2017 г., N 7, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2017 г., N 7