Решение Совета глав правительств СНГ от 26 мая 2017 г.
"Об актуализации Положения об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года"
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Внести изменения в Положение об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, утвержденное Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2012 года, изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившим силу пункт 1 Решения Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2012 года о Положении об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
3. Предоставить Экономическому совету СНГ право вносить изменения в Положение об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
К. Карапетян
От Республики Беларусь
А. Кобяков
От Республики Казахстан
Б. Сагинтаев
От Кыргызской Республики
С. Жээнбеков
От Республики Молдова
От Российской Федерации
Д. Медведев
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
-
От Украины
-
Утверждено
Решением Совета глав правительств
СНГ об актуализации Положения
об Операторе Межгосударственной
программы инновационного
сотрудничества государств -
участников СНГ на период
до 2020 года
от 26 мая 2017 года
Положение
об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года
Введение
Система управления Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года
Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с решениями Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, от 22 мая 2009 года о Плане мероприятий по реализации первого этапа (2009 - 2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, от 20 ноября 2009 года об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, от 19 ноября 2010 года о ходе подготовки предварительного проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и от 19 мая 2011 года о предварительном проекте Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Программа принята Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года о Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
Решением Совета глав правительств СНГ от 21 мая 2010 года о заказчике - координаторе Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) было определено заказчиком - координатором Программы. Головным разработчиком Программы по Решению Экономического совета СНГ от 17 июня 2010 года о разработчике Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года определен Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ "ВШЭ").
В развитие Решения Экономического совета СНГ от 18 марта 2016 года об актуализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года в Положение об Операторе Программы внесены уточнения, соответствующие целям актуализированной Программы и обеспечивающие реализацию системы управления Программой, основными принципами организации которой являются:
разделение ключевых управленческих функций между различными звеньями системы управления;
независимая экспертиза инновационных проектов, на основе которой принимается решение о финансировании и продвижении проекта;
прозрачность механизма принятия решений и мониторинга хода реализации мероприятий Программы и инновационных проектов;
обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы;
обеспечение участия в управлении реализацией Программы представителей национальных государственных заказчиков и национальных контактных центров, международных и межгосударственных инвесторов, органов отраслевого сотрудничества СНГ, а также представителей бизнеса и науки.
1. Задачи создания и деятельности Оператора Программы
Оператор Программы (далее - Оператор) является основным органом управления оперативной реализацией программных мероприятий.
Оператор осуществляет управление операционной деятельностью и мониторинг Программы, содействует органам управления Программой, координаторам межгосударственных целевых программ (МЦП) и проектов Программы в оперативном решении вопросов реализации мероприятий Программы, инновационных и инвестиционных проектов. Содействует формированию МЦП, участвует в их осуществлении, сопровождении и реализации.
В соответствии с этим основными задачами Оператора в рамках имеющихся у него полномочий, определенных национальным законодательством, являются:
организация деятельности всех участников Программы по выполнению ее мероприятий и создание условий, обеспечивающих эффективную реализацию Программы в целом и входящих в нее МЦП, инновационных проектов;
содействие разработке, отбору и эффективной реализации инновационных и инвестиционных проектов;
регулирование деятельности участников Программы;
содействие развитию межгосударственной кооперации в инновационной сфере, направленной на эффективную реализацию мероприятий Программы;
содействие продвижению инициатив, связанных с созданием международных институтов инновационного развития;
развитие и обеспечение взаимодействия субъектов инновационной деятельности государств - участников СНГ;
организационная поддержка и систематизация взаимодействия органов управления.
В целях реализации своих задач Оператор может делегировать по согласованию с заказчиком - координатором Программы и Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ) часть своих полномочий организациям, которые готовы содействовать в реализации основных задач Оператора.
Обеспечение и финансирование деятельности Оператора осуществляется в соответствии с национальным законодательством и документами, регламентирующими деятельность Оператора.
1.1. Организация деятельности участников Программы, развитие и обеспечение взаимодействия субъектов инновационной деятельности государств - участников СНГ
Решение данной задачи обеспечивает формирование необходимой инфраструктуры, направленной на поддержку инновационного сотрудничества государств - участников СНГ. Кроме того, деятельность Оператора направлена на создание благоприятных условий для реализации инновационной деятельности в межгосударственном формате.
Оператор организует функционирование системы по привлечению участников Программы, разработке рамочных соглашений о сотрудничестве с потенциальными участниками Программы, в зависимости от их сферы деятельности.
1.2. Содействие разработке, отбору и эффективной реализации проектов и программ
Деятельность Оператора направлена на обеспечение разработки качественных инновационных и инвестиционных проектов, соблюдение прозрачной системы отбора проектов для включения в Программу, а также на оказание содействия эффективной реализации проектов, обеспечение консультационного сопровождения данных проектов и программ в рамках норм, предусмотренных национальным законодательством и внутренними правилами Оператора.
1.3. Регулирование деятельности участников Программы
В качестве основного органа оперативного управления реализацией Программы Оператор совместно с заказчиком - координатором Программы осуществляет общее регулирование и координацию взаимодействия участников Программы при реализации ее положений.
1.4. Содействие развитию межгосударственной кооперации, продвижению инициатив по созданию международных институтов инновационного развития
В целях обеспечения эффективной реализации программных мероприятий деятельность Оператора направлена на создание благоприятных условий для развития межгосударственной кооперации в инновационной сфере, инновационного сотрудничества, взаимодействия в реализации проектов.
1.5. Содействие продвижению инициатив, связанных с созданием международных и региональных институтов инновационного развития
Реализация мер по развитию эффективного взаимодействия между МС НТИ и органами Евразийского экономического союза.
2. Основные требования к Оператору Программы
Оператор является основным органом управления, ответственным за координацию и реализацию программных мероприятий, что обусловливает необходимые требования к нему.
2.1. Наличие инфраструктуры в инновационной деятельности
Оператор должен обладать сформированной инфраструктурой в инновационной деятельности, что подразумевает организованную деятельность в области инноваций, необходимые площадки, сложившиеся взаимосвязи в научной и инновационно-технологической сферах.
2.2. Структура направлений деятельности в исследовательской и инновационной сферах
Деятельность Оператора в исследовательской и инновационной сферах должна осуществляться в соответствии с целями и задачами Программы.
2.3. Территория деятельности
Оператор взаимодействует с органами государственной власти, институтами развития и иными субъектами инновационной деятельности государств - участников СНГ с целью обеспечения деятельности исполнителей проектов Программы инфраструктурой, необходимой для реализации их проектов.
2.4. Исследовательские центры и площадки
Оператор способствует организации технологических площадок, исследовательских и научных центров и лабораторий, которые могут быть использованы в качестве центров коллективного пользования участниками проекта.
2.5. Информационная инфраструктура
Оператор должен обладать собственной информационной инфраструктурой или иметь партнеров, обладающих такой инфраструктурой для обеспечения беспрепятственного и упрощенного взаимодействия всех участников проекта и возможностью разработать и внедрить информационные коммуникации, потребность в которых может возникнуть в ходе реализации Программы. Такие информационные коммуникации подразумевают единый информационный портал, а также обеспечение общедоступности всей необходимой информации, информационного взаимодействия, быстрой передачи информации и обмена необходимыми данными.
2.6. Обеспеченность квалифицированными кадрами
Оператор должен иметь возможность привлекать специалистов как для осуществления основных функций, так и для разработки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационного сотрудничества государств - участников Программы.
2.7. Межгосударственное сотрудничество в инновационной сфере
Направленность Программы на реализацию межгосударственного инновационного сотрудничества обусловливает необходимость вовлеченности Оператора во взаимодействие с участниками инновационного процесса государств - участников Программы и третьих стран.
Оператор должен обладать сложившейся системой взаимосвязей с представителями государств, крупных компаний, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, международных и зарубежных научно-исследовательских центров, образовательных учреждений, производственных компаний, технологических парков, что будет содействовать развитию инновационной деятельности на межгосударственном пространстве.
3. Функции Оператора Программы
3.1. Организация и проведение отбора инновационных и инвестиционных проектов, аккредитация участников
Реализация Программы направлена на формирование и исполнение инновационных и инвестиционных проектов, отвечающих приоритетам научно-технического развития государств - участников СНГ. К инновационным проектам относятся и проекты технологических кластеров - кластерного межгосударственного взаимодействия в инновационно-технологической деятельности.
Оператор содействует организации - координатору проекта в подготовке заявки на включение проекта в Программу.
Оператор согласовывает заявку с национальными государственными заказчиками.
Оператор проводит аккредитацию участников проекта. Аккредитация осуществляется в соответствии с Положением об аккредитации и условиях участия юридических и физических лиц в проектах Программы.
Оператор Программы формирует перечень проектов для рассмотрения на заседании МС НТИ.
Отбор инновационных и инвестиционных проектов, которые будут реализованы в рамках Программы, подразумевает следующие основные функции Оператора:
3.1.1. Формирование экспертных и совещательных подразделений
Для организации квалифицированной экспертизы инновационных и инвестиционных проектов Оператор совместно с национальными контактными центрами Программы (НКЦ) формирует перечень организаций государств - участников СНГ, который представляет на утверждение МС НТИ, а также может использовать имеющиеся экспертные и совещательные подразделения в собственной структуре, к участию в которых привлекаются представители академической, университетской и отраслевой науки, инновационной сферы, органов власти государств - участников СНГ, а также бизнес-сообщества.
Оператор согласовывает с заинтересованными государственными органами и организациями финансово-банковского сектора государств - участников СНГ их участие в экспертизе и финансировании проектов, а также общие и специфические (национальные) условия участия в экспертизе и отборе проектов, включая объемы финансирования и график проведения отбора. Оператор информирует участников экспертизы и отбора проектов о поступивших предложениях и сроках их рассмотрения.
3.1.2. Привлечение специалистов и экспертов
Оператор для обеспечения наиболее квалифицированной оценки предлагаемых к включению в Программу инновационных и инвестиционных проектов может привлекать к работе партнеров Программы, их экспертные и совещательные подразделения, представителей не только государств - участников СНГ, но и других государств.
В случае необходимости Оператор привлекает внешних специалистов для организации экспертизы узкоспециализированных проектов и программ. Услуги привлеченных экспертов могут оказываться на возмездной основе по договорам с участниками Программы.
3.1.3. Разработка процедуры экспертизы и конкурсов
Оператор в установленном порядке совместно с заказчиком-координатором, НКЦ осуществляет при необходимости корректировку и доработку процедур экспертизы и конкурсов предлагаемых к рассмотрению проектов, изложенных в Положении о конкурсной комиссии Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и в Порядке отбора и экспертизы инновационных проектов для включения в Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Порядок отбора и экспертизы).
3.1.4. Аналитическая деятельность
Базовой функцией, обеспечивающей эффективное проведение экспертизы и отбора проектов, является осуществление аналитической деятельности, цели которой - формирование общего видения и долгосрочных приоритетов, достижение стратегических целей Программы.
Оператор совместно с НКЦ, партнерами Программы организует и осуществляет сбор всей необходимой информации, связанной с инновационной деятельностью, как в государствах - участниках СНГ, так и в мире.
На основе проведенной аналитической работы Оператор совместно с НКЦ может осуществлять разработку дорожных карт научно-технологического развития по отдельным технологическим направлениям на пространстве СНГ, а также программ исследований, позволяющих достичь поставленных целей. В перспективе Оператор совместно с партнерами Программы формирует систему долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития государств - участников СНГ в целях согласования перспективных направлений сотрудничества в инновационной сфере.
Формирование и поддержание информационных баз позволят получать актуальную информацию об инновационном процессе и избежать дублирования уже существующих программ и исследований.
Для реализации аналитического направления деятельности Оператор привлекает партнеров Программы, проводит систематические консультации, в том числе с привлечением представителей бизнеса и экспертного сообщества.
3.1.5. Проведение экспертизы
Оператор участвует в экспертизе проектов Программы в соответствии с положениями Программы.
3.1.6. Формирование конкурсной комиссии
Оператор для проведения конкурсных отборов привлекает к работе НКЦ в государствах-участниках.
Отбор проектов в Программу осуществляется в соответствии с Положением о конкурсной комиссии Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Оператор может предлагать изменения в Положение о конкурсной комиссии и Порядок отбора и экспертизы и вносить их на рассмотрение МС НТИ.
3.1.7. Взаимодействие с другими участниками Программы при проведении экспертизы проектов и программ
В ходе проведения экспертизы проектов Оператор осуществляет взаимодействие с другими участниками Программы.
Оператор взаимодействует с НКЦ, которые направляют ему инновационные проекты, прошедшие национальный уровень экспертизы, с соответствующим положительным заключением государственной бюджетной комиссии (либо письма соответствующего государственного органа, ответственного за расходную часть бюджета), если источник финансирования бюджет государства.
Оператор также взаимодействует с МС НТИ, который одобряет проекты с последующим их внесением на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
Оператор информирует МС НТИ и заказчика-координатора обо всех проектах, поступающих к нему как из государств - участников СНГ, так и третьих стран - участниц Программы.
3.2. Организация деятельности участников Программы при реализации программных мероприятий
Для обеспечения реализации программных мероприятий Оператор организует деятельность участников Программы посредством имеющейся инфраструктуры и равного доступа к ней всех участников Программы. Данная деятельность Оператора включает три основных направления.
3.2.1. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности
Одной из основных задач деятельности Оператора в данном направлении является содействие формированию технологических инновационных кластеров: трансграничных, национальных и региональных.
Данная деятельность направлена на создание межгосударственной системы совместного эффективного использования инфраструктуры национальных инновационных систем для координации управления объектами инновационной инфраструктуры на пространстве СНГ, повышения качества и результативности научных исследований и разработок, обмена результатами научной деятельности и их взаимовыгодного трансфера.
Основными задачами Оператора в рамках формирования инфраструктуры инновационной деятельности являются:
содействие развитию системы международного трансфера технологий;
обеспечение систематического обмена научно-технической информацией;
содействие внедрению инновационных разработок;
организация работы и участие в экспертных дискуссионных площадках.
3.2.2. Формирование площадок и центров коллективного пользования
В рамках данного направления деятельности Оператор осуществляет организацию площадок, объединяющих предприятия, научные и образовательные центры, органы государственного управления, для координации действий по достижению конкурентоспособных позиций на приоритетных направлениях технологического развития. Для реализации данного направления Оператор может заключать многосторонние соглашения, проводить дискуссии, совместные исследования.
Межгосударственная сеть центров коллективного пользования создается с учетом анализа точек концентрации знаний, компетенций и технологических возможностей в национальных инновационных инфраструктурах, а также европейского опыта. Для формирования такой сети предусматривается выявление специализированных организаций-лидеров в государствах - участниках СНГ, обладающих универсальными научными установками, опытно-экспериментальным оборудованием, испытательными стендами, полигонами и т.п.
Центры коллективного пользования межгосударственного уровня решают задачу обеспечения доступа широкому кругу участников Программы к современному оборудованию, способствуя повышению эффективности его использования. На базе сети центров коллективного пользования предполагаются проведение профессиональной подготовки и осуществление исследовательской работы.
3.2.3. Устранение правовых и административных барьеров
Осуществляя оперативное управление реализацией Программы, Оператор содействует выполнению инновационных и инвестиционных проектов, при этом обеспечивая консультационное, юридическое и информационное сопровождение реализации проектов, направленное на устранение правовых и административных барьеров в государствах - участниках СНГ.
Для осуществления такого сопровождения Оператор при содействии заказчика-координатора заключает соглашения и активно взаимодействует с органами исполнительной власти государств, участвующих в реализации Программы, с международными органами и структурами, отвечающими за международное взаимодействие в структуре СНГ, разрабатывает необходимые документы и мероприятия, направленные на упрощение процессов получения и оформления необходимой для реализации проектов документации, а также оформления прав собственности на изобретения, опытные образцы, результаты интеллектуальной собственности.
3.3. Финансирование исследований в рамках реализации Программы
3.3.1. Разработка оптимальных механизмов финансирования исследований
Как основной орган управления Программой в оперативном режиме Оператор привлекает партнеров Программы или заинтересованных субъектов для разработки и внедрения механизмов финансирования инвестиционных и инновационных проектов, а также прорабатывает различные варианты структуры финансирования МЦП в рамках Программы с учетом возможностей и условий финансирования всех заинтересованных сторон.
Для реализации совместных инновационных и инвестиционных проектов Оператор осуществляет отработку различных механизмов финансового структурирования проектов, включая такие источники финансирования, как бюджеты государств - участников СНГ, международных организаций, финансовых институтов, средства частных инвесторов.
Объемы и источники финансирования мероприятий в рамках реализации Программы, инновационных и инвестиционных проектов определяются в каждом конкретном случае.
При принятии решений о механизмах финансирования программных мероприятий и проектов учитываются факторы, определенные соответствующими положениями Программы, в том числе соответствующее положительное заключение государственной бюджетной комиссии (либо письма соответствующего государственного органа, ответственного за расходную часть бюджета), если источник финансирования бюджет государства.
Организация работы по финансированию межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Программы осуществляется в соответствии с национальным законодательством и Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.
3.3.2. Взаимодействие с финансовыми институтами, частными инвесторами, органами исполнительной власти государств - участников Программы по вопросам финансирования программных мероприятий и проектов
Для обеспечения принятия наиболее эффективных решений относительно структуры финансирования инновационных и инвестиционных проектов Оператор в процессе проведения экспертизы и в ходе разработки финансовых механизмов активно взаимодействует с другими участниками Программы, органами власти, представителями бизнеса, частными инвесторами, отдельными экспертами.
Финансовое структурирование проектов должно наиболее полно отражать интересы всех участников проекта, учитывать возможные риски и изменения рыночных и правовых условий при реализации долгосрочных проектов и обеспечивать наибольшую экономическую и социальную эффективность рассматриваемого проекта.
В рамках своей компетенции для проработки финансовых механизмов Оператор вправе привлекать внешних экспертов, заключать соглашения с органами исполнительной власти государств - участников СНГ, сотрудничать с национальными банковскими структурами и международными финансовыми институтами, а также заключать соглашения и вести переговоры с частными инвесторами из государств - участников СНГ и других государств.
3.3.3. Организация привлечения внешнего финансирования для реализации инновационных проектов
Для обеспечения реализации инвестиционных и инновационных проектов Оператор содействует привлечению внебюджетных источников финансирования мероприятий и проектов, не включенных в МЦП, которым придан статус "проектов Программы".
Финансирование проектов может осуществляться в форме кредитов, финансового лизинга, инвестиций в ценные бумаги, эмитируемые участниками программных мероприятий и проектов, а также за счет денежных, имущественных и иных вкладов в рамках партнерских соглашений о совместной деятельности и иными способами привлечения инвестиций, не противоречащими законодательству государств - участников Программы, межгосударственным и межправительственным соглашениям государств - участников СНГ.
Финансирование и софинансирование мероприятий и инновационных проектов могут осуществляться национальными институтами развития в соответствии с законодательством государств - участников СНГ в целях поддержки наиболее перспективных и эффективных инновационных и инвестиционных проектов и программных мероприятий особой межгосударственной значимости.
В области создания перспективных прорывных технологий на начальной стадии ("стартап") Оператор инициирует мероприятия по отбору проектов, привлечению финансирования.
3.3.4. Внедрение и развитие механизма государственно-частного партнерства на межгосударственном инновационном пространстве
Механизм финансирования мероприятий и проектов Программы базируется на принципах государственно-частного партнерства. Одним из принципов является возможность софинансирования проектов посредством консолидации средств национальных бюджетов и внебюджетных средств.
При разработке механизмов финансирования инвестиционных и инновационных проектов Оператор учитывает возможности применения механизма государственно-частного партнерства и использования смешанного типа финансирования, включающего бюджетные ресурсы и средства частных инвесторов.
3.3.5. Проведение исследований рынка и поиск потенциальных инвесторов
Реализация деятельности по поиску и привлечению различных источников финансирования обусловливает необходимость проведения Оператором постоянного мониторинга инновационных рынков государств - участников СНГ и международных рынков капитала для выявления и оценки потенциальных инвесторов в рамках своей компетенции.
Взаимодействие с инвесторами, осуществляющими деятельность на инновационном рынке, может также способствовать разработке новых инвестиционных и инновационных проектов, которые могут быть реализованы в рамках Программы или в соответствии с ее основными целями и задачами. Оператор может оказывать услуги по сопровождению и финансовому структурированию таких проектов.
3.4. Содействие коммерциализации исследований и разработок
Деятельность Оператора Программы должна быть направлена на содействие вовлечению объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот. В рамках данного направления Оператор осуществляет следующие функции:
организация юридического и консультационного сопровождения деятельности участников проекта при оформлении всей необходимой документации и получении предусмотренных национальным и международным законодательством патентов, свидетельств и др.;
организация и поиск финансирования для производства опытных образцов;
разработка и поиск финансирования маркетинговых мероприятий.
Для реализации этих направлений Оператор привлекает партнеров, содействует формированию сети центров коммерциализации технологий.
Центры коммерциализации могут создаваться как сеть национальных организаций в государствах - участниках СНГ, основной задачей которых является предоставление посреднических услуг на рынке трансфера технологий разработчикам и владельцам технологий. Центры коммерциализации оказывают содействие и принимают непосредственное участие в разработке проектов коммерциализации технологий, находящихся на разных стадиях развития.
В рамках реализации Программы Оператор также оказывает содействие в совершенствовании механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере инновационного сотрудничества государств - участников СНГ, которое направлено на устранение правовых и административных барьеров для вовлечения в имущественный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе с иностранным участием.
Также Оператор формирует предложения по совершенствованию механизмов выявления и обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, методических основ оценки перспектив коммерциализации, механизмов вовлечения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, по созданию инфраструктуры для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
3.5. Мониторинг реализации мероприятий Программы
Оператор совместно с заказчиком - координатором Программы исполняет функции по организации и ведению мониторинга реализации мероприятий Программы, совместных инновационных и инвестиционных проектов, МЦП.
Целью мониторинга и оценки эффективности реализации Программы является оценка соответствия выполнения программных мероприятий поставленным задачам и эффективности реализации Программы. Объекты мониторинга - мероприятия и проекты, в том числе включенные в соответствующие МЦП, выступающие в качестве системных блоков Программы.
Основными задачами Оператора при проведении мониторинга являются оценка эффективности выполнения программных мероприятий и подготовка предложений по их корректировке, измерение результатов и эффектов реализуемых мероприятий и инновационных проектов Программы, а также оценка эффективности реализации Программы в целом.
Важная составляющая данного направления - максимальная прозрачность методологии и результатов мониторинга инновационной деятельности в государствах - участниках СНГ. В рамках своей компетенции для реализации данных функций Оператор может привлекать НКЦ, которые могут создавать специализированные подразделения и органы, а также привлекать внешних специалистов на договорной основе.
Также по согласованию с государствами - участниками Программы для реализации данных функций при Операторе может быть создан Головной контактный центр Программы, в том числе для осуществления следующих функций:
обеспечение сопровождения, реализации и мониторинга показателей Программы, промежуточной оценки эффективности мероприятий и инициирование оперативных мероприятий, направленных на достижение целей и задач Программы;
внесение предложений по уточнению целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы;
совершенствование механизма реализации Программы по согласованию с заказчиком - координатором Программы;
методическое обеспечение системы долгосрочного прогнозирования;
осуществление взаимодействия с национальными государственными заказчиками и НКЦ.
Организация мониторинга Программы предполагает исполнение следующих функций:
3.5.1. Разработка системы ведения мониторинга
Для обеспечения выполнения мониторинга реализации Программы Оператор совместно с заказчиком-координатором разрабатывает соответствующее Положение, описывающее систему сбора информации, взаимоотношений между участниками Программы, перечень необходимой информации и источники ее получения, методы проведения анализа и составления информационных баз, сроки периодического представления результатов мониторинга и состав отчетности по итогам проведения мониторинга реализации Программы.
3.5.2. Сбор, обработка и свод оперативной информации о реализации программных мероприятий
В рамках мониторинга осуществляются сбор, обработка и анализ информации, необходимой для комплексного отображения хода реализации основных программных мероприятий, оценки их результативности, полученных эффектов и возникших потенциальных проблем.
Оператор совместно с заказчиком-координатором несет ответственность за сбор и обработку информации о ходе реализации Программы.
Предоставляемые данные должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении к настоящему Положению.
Результаты мониторинга о ходе реализации Программы должны быть представлены Оператором всем заинтересованным пользователям в наглядной форме на сайте Программы в Интернете.
3.5.3. Формирование и актуализация единой базы инновационных и инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы
Для обеспечения удобства и эффективности реализации Программы Оператор осуществляет анализ и формирование информационных баз данных о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных и инновационных проектах.
3.5.4. Методологическое и информационное обеспечение системы долгосрочного прогнозирования
В рамках реализации Программы по данному направлению Оператор осуществляет исследовательско-аналитическую работу, собирает и анализирует необходимую информацию и предоставляет ее для дальнейшей организации долгосрочного прогнозирования.
3.5.5. Организация дискуссионных площадок
В рамках данного направления с учетом результатов мониторинга Оператор организует регулярные встречи и обсуждение между государственными органами по науке и инновациям с привлечением представителей бизнеса и экспертного сообщества в целях определения представляющих взаимный интерес исследовательских программ и проектов и разработки общих подходов к их реализации, выявления основных проблем и факторов, препятствующих эффективной реализации проектов и программ и разработке мероприятий, направленных на устранение или снижение негативного влияния внешних условий.
3.6. Развитие межгосударственного сотрудничества в исследовательской и инновационной сферах
Развитие и расширение межгосударственного сотрудничества в исследовательской и инновационной сферах подразумевает проведение Оператором следующих мероприятий:
организация, проведение и участие в маркетинговых мероприятиях, выставках, семинарах, круглых столах и других мероприятиях с участием ученых, экспертов и специалистов из государств - участников СНГ и других государств;
постоянное взаимодействие и организация сотрудничества с крупными, в том числе международными, компаниями, научно-исследовательскими организациями, фондами, инвестиционными банками и иными институтами развития;
разработка и реализация мероприятий, направленных на информирование широких научных и специализированных кругов о реализации Программы;
создание и поддержка сайта в Интернете, содержащего необходимую и актуальную информацию о программных мероприятиях, инновационных и инвестиционных проектах;
предоставление информационно-консультационных услуг инновационно активным предприятиям, научным организациям и вузам по вопросам участия в Программе.
Целями данного направления деятельности являются организация беспрепятственного взаимодействия представителей науки, образования и бизнеса и формирование единого инновационного пространства СНГ. Оператор оказывает содействие развитию деловых контактов инновационно активных предприятий, научных организаций и вузов государств - участников СНГ.
Основными задачами деятельности Оператора являются:
создание условий информирования организаций государств - участников СНГ;
содействие созданию среды, позволяющей на межгосударственном уровне реализовать инновационную цепочку от возникновения новой научной идеи до ее реализации в виде технологии, продукта или услуги;
обеспечение взаимодействия с существующими сетевыми бизнес-структурами и проектами.
4. Информационное сопровождение деятельности Оператора Программы
Информационное сопровождение деятельности Оператора включает:
проведение международных семинаров, круглых столов, симпозиумов, конференций по тематическим областям Программы, проведение и участие в ярмарках научно-технологических проектов в целях формирования консорциумов и поиска партнеров для участия в Программе с привлечением представителей органов власти государств - участников СНГ, международного научно-исследовательского сообщества, образовательных учреждений, экспертов, финансовых институтов, инвесторов, бизнеса и компаний, осуществляющих деятельность в сфере инновационного развития;
создание и поддержание в актуальном состоянии информации, размещаемой на сайте Программы в Интернете;
создание и при необходимости обеспечение доступа к базам данных инновационно активных предприятий и организаций, заинтересованных в установлении деловых контактов; стратегических и отраслевых инвесторов; об инвестиционных и инновационных проектах; конкурсов инновационных проектов;
формирование единого информационного пространства участников Программы, обеспечение безопасного информационного взаимодействия участников Программы и максимально полное удовлетворение их информационных потребностей при ее реализации;
обеспечение равного доступа субъектов информационного взаимодействия к открытым информационным ресурсам и их правовое равенство.
5. Права и обязанности Оператора Программы
5.1. Права
заключение соглашений;
создание подразделений в структуре Оператора;
формирование и предоставление в пользование на договорной основе инфраструктуры для проведения исследований и осуществления инновационного производства (лаборатории, центры коллективного пользования, технопарки и т. д.);
оказание юридических и консультационных услуг;
финансирование инновационных исследований и разработок;
сбор информации о ходе реализации Программы у других участников Программы и прочих компетентных структур, органов, предприятий, свод и структурирование данной информации;
внесение в установленном порядке предложений и оказание прочих услуг, направленных на обеспечение благоприятных условий для реализации Программы.
5.2. Обязанности
консолидация и оформление информации о ходе реализации Программы;
организация совместно с заказчиком - координатором Программы ведения учета и отчетности по реализации Программы;
представление ежегодных отчетов о своей деятельности Наблюдательному совету и заказчику - координатору Программы;
создание общего центра по использованию научных лабораторий, обмену заказами на исследования и их коммерциализацию;
предоставление в рамках национального законодательства, а также внутренних норм и правил, централизованных услуг, связанных с организацией инновационного процесса, инновационным компаниям, исследователям, научным и исследовательским центрам государств - участников СНГ.
Предложения об уточнении функций, прав и обязанностей Оператора вносятся МС НТИ на рассмотрение Экономического совета СНГ в установленном порядке.
При необходимости Экономический совет СНГ принимает решения об актуализации настоящего Положения.
Приложение
к Положению об Операторе
Межгосударственной
программы инновационного
сотрудничества государств -
участников СНГ на период
до 2020 года
Требования
к содержанию ежегодного отчета национальных заказчиков, национальных контактных центров и Оператора Программы по итогам реализации Программы
Рекомендуемое содержание ежегодного отчета о ходе реализации Программы для рассмотрения высшими органами СНГ должно отражать:
сведения о реализации Программы за отчетный год и за весь период реализации;
сведения о наличии, об объемах и о целевом использовании финансовых средств с предоставлением структуры расходов, включающей количественные данные о реализации всех этапов проекта (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и т. д.) за счет бюджетных и внебюджетных средств (собственные средства предприятия, заемные, привлеченные средства и др.) за отчетный год;
информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
данные об исполнении каждого пункта Комплекса мероприятий по реализации Программы;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов в соответствии с показателями, указанными в информационной карте, техническом задании и бизнес-плане проекта;
оценку влияния результатов реализации Программы на экономику государств - участников Программы с помощью оперативных целевых показателей эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 26 мая 2017 г. "Об актуализации Положения об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Совета Глав Правительств СНГ от 28 октября 2022 г. настоящий документ признан утратившим силу