Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 184271-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы М.А. Мукабеновой, О.А. Николаевым, А.А. Ющенко и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 13.35, предусматривающей административную ответственность за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети "Интернет", обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями.
Кроме того, соответствующие изменения вносятся в часть 2 статьи 23.1, часть 1 статьи 23.3 и часть 1 статьи 23.44 Кодекса.
Обращаем внимание, что проектируемая диспозиция новой статьи 13.35 не отвечает критериям ясности, определенности и недвусмысленности, а также предоставляет необоснованно широкие пределы для усмотрения, поскольку из текста предлагаемой правовой нормы непонятно за нарушение каких обязанностей организатор распространения информации в сети "Интернет", обеспечивающий предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями, будет нести ответственность.
Следует учитывать, что Федеральным законом от 01 мая 2017 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс дополнен новой статьей 13.35 (вступает в силу с 1 июля 2017 года).
Нормами главы 23 Кодекса регламентируются вопросы назначения каждого наказания, в том числе, определяются органы, которые вправе его назначать. При этом, в пункте 2 законопроекта предлагается отнести рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных проектной статьей 13.35 одновременно к компетенции и суда (часть 2 статьи 23.1 Кодекса), и соответствующих органов (часть 1 статьи 23.3 Кодекса и часть 1 статьи 23.44 Кодекса).
Учитывая, что в санкции проектируемой статьи 13.35 предусмотрено безальтернативное наказание - административный штраф, полагаем целесообразным вносить изменения не в часть 2, а в часть 1 статьи 23.1, а также в статью 28.3 Кодекса, наделив должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору, правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных проектной статьей 13.35.
Необходимо уточнить редакцию пункта 2 законопроекта, поскольку в действующей редакции части 2 статьи 23.1 Кодекса отсутствует ссылка на статью 13.34 Кодекса.
Также, по нашему мнению, вызывает сомнение обоснованность наделения органов внутренних дел (полиции) полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектной статьей 13.35 (пункт 3 законопроекта), поскольку согласно положениям статьи 2 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" к основным направлениям деятельности и обязанностям полиции не отнесено осуществление функций по контролю и надзору в области информации, информационных технологий и защите информации.
Обращаем внимание, что в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, правового основания для наступления административной ответственности, предусматриваемой проектной статьей 13.35, в законодательстве в области информации, информационных технологий и защите информации в настоящее время не имеется. Учитывая изложенное, следует иметь в виду, что законопроект может быть принят только после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих регулирование деятельности информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями пользователей сети "Интернет" (см. проект N 184222-7).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.