Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1031792-6 "О государственной монополии на производство и оборот сахара",
внесенному депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предлагает ввести государственную монополию на производство и оборот сахара. При этом исчерпывающего обоснования столь значительному изменению положения хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке не представлено. В связи с этим необходимо отметить, что Федеральный закон "О защите конкуренции" путем запретов в том числе на монополистическую деятельность устанавливает общие принципы добросовестного поведения участников рынка, что в свою очередь обеспечивает эффективную конкурентную среду. Примеры государственной монополии показывают, что она как метод государственного регулирования применяется в сферах, в которых конкуренция не отвечает публичным интересам (см. Федеральные законы "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
По отдельным положениям законопроекта имеются следующие замечания.
Согласно статье 2 проекта государственная монополия обеспечивается в частности установлением государственных стандартов в области производства и оборота сахара, введением лицензионного порядка производства и оборота сахара, заключением договоров с организациями на производство и оборот сахара в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В связи с этим следует учесть, что за осуществление лицензирующими органами юридически значимых действий взимается государственная пошлина, ставки которой должны быть определены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В проекте под оборотом сахара понимается в том числе экспорт и импорт. Обращаем внимание на нормы статьи 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которым право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. При этом перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В отношении установления государственных стандартов в области производства и оборота сахара следует учесть нормы Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", в соответствии с которыми в национальной системе стандартизации разрабатываются и принимаются национальные стандарты Российской Федерации, которые носят добровольный характер (см. пункты 1, 2, 5 статьи 2, пункт 1 статьи 4, часть 1 статьи 26 Федерального закона). Обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, реализации устанавливаются техническими регламентами (см., например, Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").
Кроме того, заключение договоров с организациями на производство и оборот сахара в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; организация государственного контроля над производством и оборотом сахара; осуществление государственного учета при производстве и обороте сахара предполагает осуществление ряда организационно-технических мероприятий, проведение которых повлечет расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. При этом срок вступления в силу предлагаемого федерального закона в статье 3 проекта установлен с 1 января 2017 года. В связи с этим обращаем внимание, что Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" принят без учёта предполагаемых в проекте затрат.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.