Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 87674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в отдельные положения Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части регулирования отношений по "профессиональному развитию гражданских служащих".
В соответствии с новой редакцией статьи 62 Федерального закона профессиональное развитие гражданского служащего включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию. Данная норма нуждается в уточнении, поскольку неупотребляемый в Федеральном законе термин "профессиональное развитие" раскрывается через дополнительное профессиональное образование и "иные мероприятия по профессиональному развитию", которые впоследствии также не определены.
Из содержания части 8 новой редакции статьи 62 Федерального закона невозможно однозначно определить, о каких организациях идет речь или речь идет вообще обо всех организациях, однако, на представителя нанимателя в силу федерального закона будут налагаться обязанности о "создании условий для профессионального развития", но при этом ни конкретные обязанности, ни конкретные условия данным федеральным законом не определены.
Законопроектом устанавливаются основания для направления гражданского служащего на мероприятия по профессиональному развитию (далее - основания профессионального развития). В отличие от действующей редакции рассматриваемой статьи Федерального закона предлагаемая редакция не устанавливает безусловных гарантий профессионального развития всех категорий гражданских служащих, поскольку законопроектом исключается срок обязательного прохождения повышения квалификации (не реже одного раза в три года), а проектируемые основания профессионального развития не предусматривают учета мнения гражданского служащего по данному вопросу (хотя профессиональное развитие является гарантированным правом гражданского служащего, см. пункт 11 части 1 статьи 14 Федерального закона с учетом проектируемых изменений).
Частью 10 новой редакции статьи 62 Федерального закона предусматривается, что дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего. При этом не ясно, что из себя представляет указанный сертификат и для чего он нужен, поскольку отраслевым законодательным актом в сфере образования - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - указание на его необходимость отсутствует. Также в законопроекте отсутствуют критерии выбора образовательной организации, осуществляющей дополнительное профессиональное образование, порядок определения объемов финансового обеспечения, необходимого для реализации рассматриваемых проектируемых норм и механизм контроля за получением указанного образования.
Положения законопроекта о "государственном заказе" на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих (часть 4 статьи 62 и статья 63 Федерального закона) нуждаются в приведении в соответствие с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе в части используемой терминологии (термин "государственный заказ" в названном Федеральном законе не употребляется, а в законопроекте его значение не поясняется.). Кроме того, в части 4 статьи 62 Федерального закона (с учетом части 1 данной статьи) нуждаются в соотнесении ее пункты 1 и 3 (в обоих случаях закупка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Кроме того, учитывая вышеизложенное, в части 3 статьи 63 Федерального закона следует уточнить, что имеется в виду под "объемом и структурой государственного заказа".
Исходя из взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы (статья 7 Федерального закона и статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), полагаем необходимым внести корреспондирующие поправки и в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Замечаний юридико-технического характера по законопроекту не имеется.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.