Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 27 июня 2017 г. N 3.1-05/2566
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект данного Федерального закона (N 107145-7) был внесён Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 23 июня 2017 года.
Федеральный закон совершенствует Порядок ограничения доступа на постоянной основе к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
С этой целью Федеральный закон дополнил Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" рядом положений.
Федеральный закон ввёл понятие "копия заблокированного сайта", под которой понимается сайт, сходный до степени смешения с сайтом в сети "Интернет", доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". Размещение копии заблокированного сайта не допускается.
Федеральный закон установил Порядок ограничения доступа к копии заблокированного сайта. В случае поступления от федеральных органов исполнительной власти или правообладателей информации об обнаружении копии заблокированного сайта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в настоящее время - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, далее - Минкомсвязь России), в течение суток принимает мотивированное решение о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта и извещает об этом его владельца и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (в настоящее время - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, далее - Роскомнадзор).
Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение копии заблокированного сайта в сети "Интернет" лицо, направляет ему вышеуказанное решение Минкомсвязи России о признании сайта в сети "Интернет" копией заблокированного сайта и направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к копии заблокированного сайта.
В течение суток с момента получения указанного требования оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет", обязан ограничить доступ к копии заблокированного сайта.
Одновременно Федеральным законом вводится обязанность для операторов поисковых систем удалять по требованию Роскомнадзора из поисковой выдачи сведения об указателях страниц сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на постоянной основе на основании судебных решений, а также сведения о доменном имени и об указателях страниц копии заблокированного сайта.
Сведения о копиях заблокированных сайтов размещаются на официальном сайте Роскомнадзора в сети "Интернет".
Принятие Федерального закона будет способствовать усилению защиты авторских и смежных прав законных правообладателей.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.