Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Профпроект" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРИС" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Департмента города Москвы по конкурентной политике (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, ЦАО, Андреевская наб., Воробьевская наб. (номер извещения 0173200001417000333) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе к сырью, компонентному составу товаров, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания таких товаров.
2. В проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения неустойки).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 042 176 380 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 13.06.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 20.06.2017;
6) дата проведения Аукциона - 23.06.2017.
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе к сырью, компонентному составу товаров, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Формы 3 к Технической части документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 10 "Кабель силовой, тип 1": "выдерживаемое в течение десяти минут постоянное напряжение частотой пятьдесят Гц используемого кабеля, В: от 7200* до 8400*"; по позиции 11 "Цемент": "максимальное количество в цементе активных минеральных добавок, по массе, %, 80", "Количество в цементе доменных гранулированных и электрофосфарных шлаков, по массе, %, 80", "начало схватывания цемента, мин, 44600*", "количество максимальное в цементе активной минеральной добавки осадочного происхождения кроме глиежа, по массе, %, 10"; по позиции 12 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 1": "Количество цемента в бетонной смеси, кг/, 150", "сопротивление бетона проникновению воздуха, с/см3, 3.1*6.5*"; по позиции 21 "Щебень": "содержание максимально допустимое глины в комках, по массе, %, 0.25", "максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе, %, 1", " по позиции 22 "Грунтовка ГФ-021": "массовая доля нелетучих веществ, %, 5460"; по позиции 23 "Раствор строительный, тип 1": "максимальный процент содержания золы-уноса в растворной смеси от массы цемента, %, [20]", "норма подвижности применяемых марок растворной смеси по погружению конуса, см, 8-14", по позиции 34 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": "сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С, Мпа, не менее 0.48", "предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С, Мпа, не более 12.0", "содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, % по массе, не более 1.0" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования, предусмотренные Правилами определения неустойки.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктами 4, 6-8 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом и порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 32 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно пункту 12.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, что в случае "непредоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генподрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта (в случае, если предоставление данной информации предусмотрено действующим законодательством РФ), а также непредоставления документов, подтверждающих принадлежность субподрядной организации к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям - пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты, от цены договора, заключенного с соисполнителем/субподрядчиком за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства по предоставлению информации в полном объеме".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные положения проекта контракта документации об Аукционе установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с тем, что начальная(максимальная) цена контракта составляет 2 042 176 380 рублей, что превышает 100 млн. рублей. Кроме того, наступление вышеуказанной ответственности генподрядчика не связано с неисполнением генподрядчиком обязательств по выполнению работ по контракту в части объемов, качества, а также процесса производства работ, в связи с чем применяются положения Закона о контрактной системе, положения Правил определения неустойки в данном случае применению не подлежат.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Правилами определения неустойки.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 4, 6-8 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом и порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 12.7 проекта контракта документации об Аукционе "за каждый зафиксированный Государственным заказчиком факт нарушений требований п. 6.1.36 Контракта Генподрядчик уплачивает Государственному заказчику штраф в размере 20 000 рублей (Двадцати тысяч рублей)".
Вместе с тем, размер штрафа, указанный в пункте 12.7 проекта контракта, не предусмотрен Правилами определения неустойки.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что пункт 12.7 проекта контракта документации об Аукционе установлен ввиду технической ошибки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших размер штрафа в виде 20 000 рублей за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований пункта 6.1.36 проекта контракта, не предусмотренный положениями Закона о контрактной системе и Правилами определения неустойки, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пункте 6.1.30 проекта контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика:
"Представить Государственному заказчику документы, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства (если торги проводились среди субъектов малого предпринимательства):
- копию Свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства, либо:
- копию учредительных документов;
- справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером организации, с указанием средней численности работников, включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица, за последний отчетный период;
- копию отчета о финансовых результатах за предшествующий календарный год и последний отчетный период с отметкой налогового органа или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ).
В случае если учредителем (одним из учредителей) Генподрядчика является юридическое лицо с долей участия в уставном капитале более 25%, данное юридическое лицо также обязано предоставить требуемый перечень документов, подтверждающий статус организации как субъекта малого предпринимательства".
Вместе с тем, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является исключительно декларация.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта документации об Аукционе, требование о предоставлении заказчику документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, не предусмотренных Законом о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на определение подрядчика, в связи с тем, что указанное положение проекта контракта распространяется только на закупки, проводимые среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 6.1.14 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В случае если это предусмотрено в извещении об осуществлении закупки (аукционной документацией), Генподрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, совокупная стоимость которых составляет 20% от Цены Контракта".
Вместе с тем, пунктом 6.1.14 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее обязательство гендподрядчика: "Привлекать к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта".
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данные противоречивые положения установлены ввиду технической ошибки и следует руководствоваться положением проекта контракта об обязанности привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, совокупная стоимость которых составляет 20% от Цены Контракта.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в проекте контракта документации об Аукционе объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Профпроект" обоснованной в части ненадлежащего установления требований к содержанию заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 3, 6 статьи 30, части 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.06.2017 N К-728/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2017 г. N К-728/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был