Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 27 июня 2017 г. N 3.7-03/1478
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)",
принятому Государственной Думой 23 июня 2017 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)", принятый Государственной Думой 23 июня 2017 года, и отмечает следующее.
Проект федерального закона (N 1039291-6) был внесен депутатами Государственной Думы А.Н. Хайруллиным, П.И. Пимашковым, В.И. Кашиным и другими с первоначальным названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования лесов для ведения сельского хозяйства".
Федеральный закон направлен на урегулирование отношений, связанных с использованием лесов для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), а также на урегулирование отношений, связанных с использованием прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках для осуществления прудовой аквакультуры.
Федеральным законом вносятся комплексные поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решающие существующие проблемы.
Одним из положений Федерального закона является возможность использования лесов для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), а также земель лесного фонда для размещения на них предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) объектов рыбоводной инфраструктуры.
В настоящее время, ведение в лесах такой деятельности с созданием соответствующей инфраструктуры законодательством не предусмотрено.
Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.
В этой связи Федеральным законом вносятся изменения в статью 38 "Использование лесов для ведения сельского хозяйства" Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность использования лесов для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), а также размещения на лесных участках, предназначенных для осуществления такой деятельности, временных построек.
Ко второму чтению законопроект дополнен нормами, предусматривающими решение проблемы использования водных объектов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления прудовой аквакультуры.
Эта проблема обсуждалась в рамках Межрегионального форума Общероссийского Народного Фронта, в ходе которого Президент Российской Федерации указал на необходимость ее урегулирования на законодательном уровне, что было отражено в перечне поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 года N Пр-1191.
В настоящее время все земли, занятые поверхностными водами, в силу положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, автоматически относятся к землям водного фонда, образование земельных участков под которыми не осуществляется.
Вместе с тем особенностью деятельности, связанной с выращиванием объектов аквакультуры в прудах, в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, является периодический спуск воды для осуществления ветеринарно-санитарных и агротехнических мероприятий, проводимых для повышения рыбопродуктивности прудов, а также для уничтожения возбудителей болезней рыб.
Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в том числе, для целей аквакультуры (рыбоводства).
Сельскохозяйственная деятельность, в том числе осуществление аквакультуры (рыбоводства) на прудах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется на основании имущественных прав на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Федеральным законом устанавливается, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли занятые водными объектами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры.
Также собственнику земельного участка предоставлено право строить пруды, в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках.
Федеральный закон дополняет статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нормой, определяющей, что право собственности на земельные участки, на которых построены пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках), сохраняется.
Реализация Федерального закона не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Принятие Федерального закона позволит создать условия для повышения эффективности развития аквакультуры (рыбоводства).
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)".
Председатель Комитета |
М.П. Щетинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.