Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 23 мая 2017 года, протокол N 46) рассмотрел проект федерального закона N 133118-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации в части вопросов, относящихся к ведению Комитета, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и иные федеральные законы), в части замены процедуры публичных слушаний по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований, проектам документации по планировке территории и вносимым в указанные документы изменениям, а также по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на процедуру общественных обсуждений, которая в соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" может проводиться, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на процедуру общественных обсуждений.
В материалах законопроекта указывается, что общественные обсуждения будут проводиться с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а для граждан, не имеющих доступа к сети "Интернет", должна обеспечиваться возможность их участия, в том числе путем предоставления доступа к информационным системам, с использованием которых проводятся такие общественные обсуждения, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) в помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций. Однако, следует обратить внимание и необходимо учитывать при рассмотрении данного законопроекта, что в настоящее время не все граждане, проживающие на территории муниципальных образований (особенно в отдаленных районах России) имеют равный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отмечаем, что согласно статье 1 законопроекта Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется новой статье 5.1, предусматривающей в качестве участников общественных обсуждений граждан, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект, и правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, находящихся в границах территории, в отношении которой подготовлен проект. При этом под гражданами и правообладателями земельных участков в законопроекте предусматриваются также и иностранцы, а из числа участников общественных обсуждений исключены общественные объединения граждан. Указанные предложения требуют согласования с нормами Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", где статьей 3 предусмотрено, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а общественное обсуждение является одной из форм общественного контроля.
Обращаем внимание, что в проектируемой статье 5.1 предложено оповещать о начале общественных обсуждений "на информационных стендах, размещаемых около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений органа местного самоуправления", "в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в границах которой проводятся общественные обсуждения", "иными способами, обеспечивающими доступ заинтересованных лиц к указанной информации", "в иных средствах массовой информации". Однако, данная терминология не предусмотрена в действующем законодательстве и не обладает конкретными признаками.
Пункты 4, 5 проектируемой статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие направление предложений и замечаний в письменной или электронной форме, исключают возможность публичных общественных обсуждений, что противоречит статье 24 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Кроме того, физические лица ущемлены в правах, реализовать которые они не могут через доверенных лиц, в отличие от юридических лиц, которым такие права предоставлены пунктом 6 указанной статьи.
Законопроект (пункт 11 проектируемой статьи 5.1) предусматривает возможность получения выписки из протокола общественных обсуждений, содержащей предложения и замечания участника общественных обсуждений и информацию об учете таких предложений и замечаний. Однако, указанная дефиниция представляется декларативной, поскольку не указан механизм ее реализации (как, когда и в каком порядке).
Обращаем внимание, что признавая утратившей силу часть 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт 4 пункта 15 проектируемой статьи 5.1), исключается норма об определении уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования порядка организации и проведения указанных обсуждений, уполномоченные органов местного самоуправления поселения или органов местного самоуправления городского округа лишаются права в обязательном порядке организовывать выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Исключая из подпунктов 9 и 12 пункта 15 проектируемой статьи 5.1 (статьи 39 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) слова "о времени и месте их проведения" законопроект лишает участников общественных обсуждений права на реальное общественное обсуждение, предоставленное Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Вызывают сомнения, предлагаемые пунктом 1 статьи 2 законопроекта изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку лишают участников публичных слушаний возможности обсуждения проектов планов и программам развития муниципального образования, проектов правил землепользования и застройки, планировки территорий и межевания территорий, преобразования муниципального образования и т.д., предусмотренных статьей 28 указанного Федерального закона.
Также, вносимые пунктом 1 статьи 4 законопроекта изменения в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" нивелируют возможность совершать юридические и иные действия, в том числе сделки, с земельными участками единого института развития и иными объектами недвижимого имущества единого института развития, а также оспаривания в судебном порядке указанных документов территориального планирования, документации по планировке территории, решений об утверждении документов градостроительного зонирования (участие в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в публичных слушаниях по проектам документов территориального планирования муниципальных образований, в границах которых расположены земельные участки единого института развития, документов градостроительного зонирования таких муниципальных образований, публичных слушаниях по проектам документации по планировке территории, в границах которой расположены земельные участки единого института развития).
Предлагаемые статьей 9 законопроекта изменения в Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в целом меняют концепцию его отдельных статей, определяющих правомочия в процессе общественных обсуждений не только по вопросам градостроительной деятельности (статьи 25-26 указанного Федерального закона).
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.