1. О приостановке электронного аукциона контрольным органом в сфере закупок.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки, указавшего, что оператор электронной площадки, неправомерно заблокировал заявителю доступ к участию в аукционе.
Представитель оператор электронной площадки на заседании Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок представил графическое изображение информации, согласно которому заявителю направлено уведомление о том, что действия по блокированию закупки осуществлены в связи с принятием контрольным органом в сфере закупок к рассмотрению жалобы, при этом приостановка касается исключительно возможности подписания контракта заказчиком. Учитывая изложенное, довод о том, что оператор электронной площадки неправомерно заблокировал заявителю доступ к участию в аукционе в связи с приостановлением определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не нашел своего подтверждения.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 10.05.2017 N ВП-162/17
(номер извещения 0840300037417000032)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно заблокировавшего Заявителю доступ к участию в Аукционе в связи с приостановлением определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 878 512 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.04.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 17.04.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) победителем Аукциона признано Кировское областное государственное предприятие "В***" с минимальным предложением о цене контракта - 26 744 119,44 рублей;
10) Заказчиком 28.04.2017 заключен государственный контракт N 3431214763017000013 с Кировским областным государственным предприятием "В***" по цене - 26 744 119,44 рублей.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона.
Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии установлено, что в связи с тем, что 15.04.2017 в адрес Кировского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика, Оператором электронной площадки приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 18.04.2017 в 14-30.
Представитель Оператор электронной площадки на заседании Комиссии представил графическое изображение информации, согласно которому Заявителю направлено уведомление в личный кабинет на сайте Оператора электронной площадки: "Произведено действие по блокированию закупки в части заключения контракта. Обращаем внимание на то, что блокирование касается возможности подписания контракта заказчиком. Другие действия необходимо выполнять в регламентированные сроки".
Вместе с тем, на заседание Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил, а также, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Оператор электронной площадки неправомерно заблокировал Заявителю доступ к участию в Аукционе в связи с приостановлением определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки неправомерно заблокировал Заявителю доступ к участию в Аукционе в связи с приостановлением определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о контрактной системе.
2. Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении электронного аукциона.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок по итогам проведения внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила, что оператором электронной площадки 24.04.2017 не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения электронного аукциона.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 12.05.2017 N ВП-192/17
(номер извещения 0116300005217000065)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки 24.04.2017 не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подать предложение о цене контракта.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 12.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 200 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.04.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 24.04.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "К***" с минимальным предложением о цене контракта - 199 000 рублей;
10) Заказчиком 10.05.2017 заключен государственный контракт N 3142100179517000010 с ООО "К***" по цене - 199 000 рублей.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона.
Согласно части 11 статьи 61 Закона о контрактной системе ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с частями 2 и 10 статьи 61 Закона о контрактной системе, в том числе усиленных электронных подписей, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с частью 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, за замену указанных в части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе документов или прекращение их действия (в том числе замену усиленной электронной подписи или прекращение ее действия) несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию.
Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, 24.04.2017 при попытках Заявителя подать предложение о цене контракта в период проведения Аукциона на сайте Оператора электронной площадки возникли технические ошибки при проверке сертификата ключа электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) Заявителя.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8.16 Регламента получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи (Приложение N 7 к Соглашению о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 04.05.2010) (далее - Регламент) если на момент времени начала проведения открытого аукциона или в течение времени проведения открытого аукциона оператор электронной площадки не может установить статус сертификата ключа подписи участника открытого аукциона по причине отсутствия актуального списка отозванных сертификатов, то оператор площадки признает сертификат ключа подписи участника размещения заказа действительным.
При этом, Законом о контрактной системе обязанность Оператора электронной площадки устанавливать статус сертификата ключа подписи участника электронного аукциона не установлена.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ИС "Независимый регистратор", электронная площадка подверглась DDoS-атаке 24.04.2017 в период проведения Аукциона, в связи с чем у участников отсутствовала возможность участия в проводимых на такой площадке электронных аукционах.
Таким образом, не обеспечив Заявителю 24.04.2017 возможность подачи предложения о цене контракта в период проведения Аукциона, Оператор электронной площадки нарушил часть 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Об удержании денежных средств для обеспечения заявки оператором электронной площадки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок по итогам проведения внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила, что денежные средства участников закупок блокируются оператором электронной площадки в связи тем, что заказчик реорганизован, а по итогам закупок не заключены контракты.
Принимая во внимание период размещения извещений об осуществлении указанных закупок, а также об отсутствии возможности их исполнения на условиях, указанных в документациях, выдано предписание о прекращении блокирования денежных средств участников закупок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 25.04.2017 N ВП-140/17
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком N 1, Заказчиком N 2, Организатором закупки, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукционов Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки, 05.04.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения, заседание Комиссии перенесено на 25.04.2017.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукционов осуществлялись в соответствии с Законом о размещении заказов.
Согласно части 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участника размещения заказа, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Из обращения Заявителя следует, что Оператором электронной площадки не прекращено блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах.
Вместе с тем, Заявителем в обращении представлены документы, согласно которым в соответствии с постановлением Администрации Липецкой области от 29.10.2013 N 488 "О реорганизации государственного учреждения здравоохранения "Тербунская центральная районная больница"" (далее - Постановление) реорганизовано государственное учреждение здравоохранения "Тербунская центральная районная больница" в форме присоединения к нему бюджетного учреждения - государственного учреждения здравоохранения "Воловская центральная районная больница" с сохранением наименования и основных целей деятельности реорганизуемого учреждения.
Согласно части 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае уклонения участника открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений о таком участнике открытого аукциона в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе в электронной форме такого участника открытого аукциона в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе, перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника открытого аукциона денежные средства в качестве платы за участие в открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 17 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме всех участников открытого аукциона в электронной форме в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор электронной площадки списывает со счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника открытого аукциона, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым по электронным аукционам с номерами извещений: 0146200002013001700, 0146200002013001741, 0146200002013001746, 0146200002013001760, 0146200002013001776, 0146200002013001788, 0146200002013001844, 0146200002013001752 государственные контракты заключены - 10.04.2017, по электронным аукционам с номерами извещений: 0146200002013001706, 0146200002013001793, 0146200002013001802, 0146200002013001810, 0146200002013001813 государственные контракты заключены в 2014 году. При этом, по электронным аукционам с номерами извещений: 0146200002013001692, 0146200002013001705, 0146200002013001710, 0146200002013001711, 0146200002013001709, 0146200002013001707, 0146200002013001715, 0146200002013001716, 0146200002013001718, 0146200002013001723, 0146200002013001724, 0146200002013001728, 0146200002013001729, 0146200002013001726, 0146200002013001732, 0146200002013001733, 0146200002013001735, 0146200002013001736, 0146200002013001738, 0146200002013001739, 0146200002013001742, 0146200002013001743, 0146200002013001745, 0146200002013001747, 0146200002013001748, 0146200002013001750, 0146200002013001751, 0146200002013001753, 0146200002013001757, 0146200002013001756, 0146200002013001758, 0146200002013001759, 0146200002013001762, 0146200002013001764, 0146200002013001766, 0146200002013001767, 0146200002013001772, 0146200002013001773, 0146200002013001777, 0146200002013001778, 0146200002013001779, 0146200002013001780, 0146200002013001781, 0146200002013001785, 0146200002013001786, 0146200002013001789, 0146200002013001795, 0146200002013001798, 0146200002013001800, 0146200002013001801, 0146200002013001804, 0146200002013001806, 0146200002013001812, 0146200002013001815, 0146200002013001819, 0146200002013001820, 0146200002013001822, 0146200002013001823, 0146200002013001824, 0146200002013001828, 0146200002013001836, 0146200002013001838, 0146200002013001839, 0146200002013001841, 0146200002013001845, 0146200002013001846, 0146200002013001848, 0146200002013001856, 0146200002013001857, 0146200002013001860 по настоящее время государственные контракты не заключены.
Принимая во внимание период размещения извещений об осуществлении указанных закупок, а также об отсутствии возможности их исполнения на условиях, указанных в документации об Аукционах, Комиссия приходит к выводу о необходимости разблокирования денежных средств участников Аукционов, занявших с 2 по 5 места, а также денежных средств победителей в виду отсутствия на дату проведения внеплановой проверки заключенных контрактов.
Комиссия приходит к выводу, признать нарушение части 17 статьи 41.12. Закона о размещении заказов, в связи с тем, что в виду отсутствия заключенных контрактов по указанным закупкам, денежные средства в размере обеспечения заявок, подлежащих разблокированию по результатам заключения государственных контрактов, на дату проведения внеплановой проверки, не разблокированы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать нарушение части 17 статьи 41.12. Закона о размещении заказов.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрены решения комиссии ФАС России, принятые по итогам внеплановых проверок в сфере госзакупок.
Проверено, в частности, обращение участника закупки о том, что оператор электронной площадки, неправомерно заблокировал заявителю доступ к участию в аукционе.
Сообщается, что представитель оператора на заседании комиссии представил графическое изображение информации, согласно которому заявитель был уведомлен через личный кабинет на сайте оператора о том, что закупка заблокирована в части заключения контракта и что ее приостановка касается лишь возможности подписания контракта заказчиком. С учетом этого, а также поскольку представитель заявителя на заседание комиссии не явился и не представил доказательств о неправомерности блокировки, его довод о ее неправомерности подтверждения не нашел.
Кроме того, проверена жалоба о том, что оператор электронной площадки при проведении аукциона не обеспечил надежную работу программных и технических средств, в результате чего заявитель не смог подать предложение о цене контракта. Действия оператора были признаны нарушающими Закон о контрактной системе.
Также рассмотрена жалоба о неправомерном блокировании оператором электронной площадки денежных средств заявителя в размере обеспечения заявки на участие в аукционах. Комиссия признала нарушение Закона о размещении заказов и выдала оператору предписание о его устранении.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России