1. Выявлено неправомерное укрупнение объекта закупки.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки. Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что заказчиком неправомерно укрупнен объект закупки путем включения в один лот функционально, технологически невзаимосвязанных строительных работ разных объектов капитального строительства. Выдано предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение Комиссии ФАС России по делу от 29.03.2017 N ВП-92/17
(номер извещения 0115300036217000006)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса;
2. Заказчиком в Конкурсной документации указан не в полном объеме источник финансирования объекта закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 081 901 390 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.04.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 N 890-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, в соответствии с которыми заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае закупки строительных работ, включенных в коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, заказчики обязаны проводить электронный аукцион в случае закупки строительных работ, включенных в коды по ОКПД2 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству автодороги "Аниш", инженерной инфраструктуры индустриального парка и реконструкции канализационных очистных сооружений в городе Канаш Чувашской Республики, код ОКПД2 42.22.22.110 "Работы строительные по прокладке местных линий электропередачи и связи над землей или под землей" включен в Перечень.
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком объекта закупки предполагается осуществление работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации указан не в полном объеме источник финансирования объекта закупки, а именно, не установлен порядок финансирования по годам и по видам бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе, указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соотвествии с положениями статьи 42 Закона о контракной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 11 Информационной карты и пунктом 2.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "Источник финансирования: - за счет средств Фонда расходов на реализацию мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры; - за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе лимит финансирования; - за счет средств местного бюджета города Канаш Чувашской Республики.
Пунктом 2.5 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "Оплата выполненных работ производится поэтапно исходя из объема выполненных Подрядчиком работ и цены контракта. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ, которые являются неотъемлемыми частями настоящего Контракта, путем безналичного расчета в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год по мере выделения средств из бюджета в течение 45 рабочих дней на основании подписанных Сторонами акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, на основании счёта-фактуры (счёта) представленного Подрядчиком, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты счета-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты, фотографии объекта, пояснительные записки о соответствии выполненных работ от строительного контроля и авторского надзора и другие документы)".
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика указывать порядок финансирования по годам и по видам бюджета.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта (Значимость критерия 60%);
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее - Критерий N 1) (Значимость критерия 20 %);
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 2) (Значимость критерия 20 %).
В рамках Критерия N 1 установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"2.1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Рассматривается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе.
Оценивается по следующим представленным документам:
Предложения о качестве, технических характеристиках, функциональных и потребительских свойствах товаров, применяемых при выполнении работ в соответствии с формой 7.1 конкурсной документации.
Пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащей подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту.
В пояснительной записке должны быть представлены:
- календарный график производства работ,
- мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке,
- мероприятия по охране труда и безопасности при производстве работ,
- система мероприятий по контролю качества работ, полностью соответствующая составу выполняемых работ;
- технологические карты в соответствии с проектной документацией, конкурсной документацией, МДС 12-29.2006 "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" на выполнение следующих видов работ по объекту закупки".
На заседании Комиссии установлено, что в рамках оценки заявок на участие к Конкурсе по Критерию N 1 оценке подлежит "календарный график производства работ", при этом, "календарный график производства работ" не является качественной характеристикой объекта закупки.
В рамках оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 2 установлены следующие показатели:
1) Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (Значимость показателя 40%) (далее - Показатель N 1);
2) Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ (Значимость показателя 20%) (далее - Показатель N 2);
3) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (Значимость показателя 20%) (далее - Показатель N 3);
4) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (Значимость показателя 20%) (далее - Показатель N 4).
Вместе с тем, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил оценки заявок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что значимость Показателя N 1, установленная в Конкурсной документации, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в рамках Критерия N 2 установлен, в том числе, следующий порядок оценки по Показателю N 1:
"2.2.1. Показатель N 1 "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Рассматривается наличие опыта выполнения работ по строительству объектов капитального строительства - канализационных очистных сооружений и водоводов, электроснабжения и газоснабжения, автомобильных дорог, подземного газопровода высокого давления. Участник закупки должен предоставить сведения о наличии опыта выполнения аналогичных работ по каждому из направлений.
Оценивается по следующим представленным документам:
информационная справка, которая подтверждается представлением в составе заявки копий контрактов (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства (канализационных очистных сооружений и водоводов, электроснабжения и газоснабжения, автомобильных дорог, подземного газопровода высокого давления) за период с 2012 г. по настоящее время (на дату подачи заявки), в которой указан установленный срок выполнения работ и его первоначальная стоимость, актами приемки объекта капитального строительства (акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 не считаются такими актами) и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию по данному контракту (гражданско-правовому договору), в которой указан фактический срок выполнения работ и его окончательная стоимость.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение контракта (гражданско-правового договора) участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), без применения к такому участнику закупки неустоек, штрафов, пеней.
Показатели (цена контрактов (гражданско-правовых договоров)
Количество баллов
Стоимость выполненных работ от 1 000,0 млн. руб. включительно и более
100 баллов
Стоимость выполненных работ от 700,0 млн. руб. включительно до 1 000,0 млн. руб. 50 баллов
Стоимость выполненных работ от 400,0 млн руб. включительно до 700,0 млн руб.
30 баллов
Стоимость выполненных работ до 400,0 млн руб.
10 баллов
Не представление документов, предоставление документов, не подтверждающих наличие опыта выполнения работ по всем указанным выше направлениям
0 баллов
Для расчёта рейтинга по показателю "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" количество баллов, присуждаемое заявке на участие в конкурсе, умножается на коэффициент значимости критерия, равный 0,4".
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 2, Показателю N 3, Показателю N 4 также отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 4.4 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "Подрядчик обязуется привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом объем работ, к выполнению которых будут привлечены такие субподрядчики, соисполнители должен составлять 15% (пятнадцать процентов) от цены контракта".
При этом, в пункте 13.4 проекта контракта Конкурсной документации, в том числе, установлено: "13.4. Подрядчик обязан: 13.4.13. Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% от цены контракта".
Комиссия приходит к выводу, что указанные положения проекта контракта не позволяют однозначно установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, при установлении в проекте контракта обязанности по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Заказчиком ненадлежащим образом установлен объем такого привлечения, что нарушает часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно извещению о проведении Конкурса, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.04.2017.
При этом, пунктом 42 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Начало рассмотрения и оценки заявок 5 апреля 2017 года в 13 часов 00 минут (время московское). Окончание рассмотрения и оценки заявок: 10 апреля 2017 года".
Комиссия приходит к выводу, что указанные положения извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации не позволяют однозначно определить дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 22 Информационной карты Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе: "4. Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки. 5. Предложения участника открытого конкурса по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, в том числе, установлено:
"Формы заполняются путем внесения конкретных данных по предмету контракта (лота) в соответствующие пункты представленных форм.
Форма 7.1. "Предложения участника открытого конкурса по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе":
Данная форма является приложением к заявке на участие в открытом конкурсе.
Предложение о качестве, технических характеристиках, функциональных и потребительских свойствах товаров, применяемых при выполнении работ (далее - Предложение) должно быть заполнено на русском языке.
В заявках участников закупки должны использоваться обозначения конкретных показателей товара, соответствующие обозначениям, примененным заказчиком при установлении используемых для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
При описании товара, используемого при выполнении работ, в Предложении должна быть указана информация в отношении всех установленных показателей товаров, используемых при выполнении работ с учетом положений настоящей документации (конкретные показатели)".
В форме N 7.1 "Предложение о функциональных, потребительских свойствах товара" Конкурсной документации, в том числе, установлено (ПРИМЕР):
По позиции N 11 "Мастика": Содержание хлоропренового каучука 18,0 - 22,0 %; содержание летучих компонентов по массе не более 60%.
По позиции N 24 "Щебень": Потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на дробимость должна быть: в сухом состоянии до 15%; в насыщенном водой состоянии до 15%; потеря массы при испытании на истираемость должна быть не более 60%.
По позиции N 40 "Грунтовка": Степень перетира не более 40 мкм.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству автодороги "Аниш", инженерной инфраструктуры индустриального парка и реконструкции канализационных очистных сооружений в городе Канаш Чувашской Республики.
Согласно разделу IV "Техническое задание" и разделу VI "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Конкурсной документации, выполнение работ по объекту закупки включает в себя выполнение работ по следующим объектам:
1) "Автомобильная дорога по ул. Машиностроителей-автодорога "Аниш" в г.Канаше Чувашской Республики";
2) "Реконструкция канализационных очистных сооружений производительностью 15 тыс. куб.м./сут в городе Канаш Чувашской Республики";
3) "Строительство инженерной инфраструктуры индустриального парка в г. Канаш Чувашской Республики".
Пунтом 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено: "Место выполнения работ: Чувашская Республика, территория города Канаш; территория Малобикшихского сельского поселения Канашского района".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ по трем объектам, технологически и функционально несвязанным друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные объекты неразрывно связаны между собой, а также, что выполнение работ, являющихся объектом закупки, возможно осуществлять исключительно в едином технологическом процессе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 30, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 50 Закона о контактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Передать материалы дела от 29.03.2017 N ВП-92/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Об удержании денежных средств для обеспечения заявки оператором электронной площадки.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки, указавшего на неправомерное блокирование денежных средств оператором электронной площадки. Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о неправомерности удержания денежных средств участника и выдала предписание о прекращении их блокирования.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 30.03.2017 N ВП-93/17
(номер извещения 0324100001817000037)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 268 688 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.03.2017;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 23.03.2017;
8) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 7 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "З***" с предложением о цене контракта 164 904,18 рубля.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Из обращения Заявителя следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, заявка Заявителя отклонена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289), поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Следовательно, часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает совокупность условий для удержания и перечисления заказчику оператором электронной площадки денежных средств, в том числе:
1) отклонение заявки на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе;
2) не соответствие заявки требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности следующих условий:
1) заявка участника отклонена исключительно при наступлении обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289,
2) аукционной комиссией не выявлены иные основания для отклонения заявки по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289).
На заседание Комиссии Оператором электронной площадки представлены сведения, из которых следует, что заявка Заявителя содержит предложение о поставке лекарственного препарата ТН "Меропенема Спенсер", происходящего из иностранного государства (Индия), а заявки иных участников Аукциона - из стран - членов Евразийского экономического союза.
При этом иные основания для отклонения заявок по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289) Аукционной комиссией в Протоколе подведения итогов Аукциона от 24.03.2017 N 0324100001817000037-3 не указаны.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, удерживаются Оператором электронной площадки в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе о прекращении блокирования денежных средств заявителя.
3. Об удержании денежных средств для обеспечения заявки оператором электронной площадки.
ФАС России проведена внеплановая проверка закупки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению участника закупки, указавшего на неправомерное блокирование денежных средств оператором электронной площадки. Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении блокирования денежных средств.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.04.2017 N ВП-104/17
(номер извещения 0346300040214000003)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Оператор электронной площадки в письменном возражении не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 18.06.2014;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 167 831,80 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.06.2014;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 01.07.2014;
8) в соответствии с частью 20 статьи 68 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Согласно части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из случаев указанных в части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, в том числе подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
Из обращения Заявителя следует, что денежные средства Заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, неправомерно заблокированы Оператором электронной площадки.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе, общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Оператор электронной площадки в письменных возражениях представил сведения, согласно которым Заказчиком не размещен протокол подведения итогов Аукциона в регламентированный частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе срок.
При этом, в связи с тем, что Заказчиком по настоящее время не опубликован протокол подведения итогов Аукциона, Оператор электронной площадки блокирует денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчик ликвидирован 11.08.2015, что подтверждается сведениями с официального сайта Федеральной налоговой службы, в связи с чем, Комиссии не предоставляется возможным исследовать действия (бездействие) Заказчика в части размещения протокола подведения итогов Аукциона.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе, срок исполнения контакта - 30.09.2014.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия решила:
1. Признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о контрактной системе.
2. Признать нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в рамках Закона о контрактной системе.
В частности, признано неправомерным укрупнение объекта закупки путем включения в один лот функционально, технологически невзаимосвязанных строительных работ разных объектов капстроительства.
Рассмотрен вопрос о блокировании денежных средств оператором электронной площадки. Средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности определенных условий.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России