Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Методические материалы
по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях центров инноваций социальной сферы в части поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
1. Общие положения
Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 3468п-П44 (далее - комплекс мер).
Методические материалы разработаны в целях содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в формировании инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также развития социального предпринимательства.
2. Определение Центра инноваций социальной сферы
Центры инноваций социальной сферы (далее также - ЦИСС) являются организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в социальной сфере, а также, самостоятельно или в кооперации с ресурсными центрами, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО). ЦИСС может быть элементом инфраструктуры поддержки СО НКО в части развития их потенциала в качестве негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, в случае если данная поддержка не влияет на эффективность деятельности ЦИСС по поддержке МСП.
Центры инноваций социальной сферы создаются для популяризации и эффективного продвижения перспективных и стратегических проектов инноваций в социальной сфере, обеспечения качественно нового уровня поддержки социальных проектов и инициатив негосударственных организаций, организации продуктивного взаимодействия в социальной сфере специалистов и активистов СО НКО, социальных предпринимателей, представителей уполномоченных органов, иных заинтересованных лиц, создания дискуссионной площадки для социальных предпринимателей региона с целью выявления проблем и обсуждения законодательных инициатив и законопроектов в данной сфере.
Целью деятельности ЦИСС является содействие становлению негосударственных организаций и предпринимателей в социальной сфере, включая формированию условий для создания и развития социального предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - поставщиков услуг в социальной сфере, распространение новых технологий, социальных инвестиций и лучших практик работы в социальной сфере.
Центром инноваций социальной сферы является организация (или структурное подразделение организации), специализированно представляющая информационную, консультационную, образовательную, организационную и иную ресурсную поддержку субъектам социального предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям и лицам, предполагающим вести деятельность по оказанию услуг в социальной сфере, содействующая внедрению в их работу новых социальных и управленческих технологий, а также способствующая формированию среды, улучшающей состояние, потенциал и результативность деятельности субъектов социального предпринимательства и иных негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере.
В случае если субъект Российской Федерации предполагает в целях функционирования деятельности Центра инноваций социальной сферы участвовать в проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, необходимо руководствоваться требованиями к организации деятельности ЦИСС как элемента инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сформулированными в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 167 (в обновленной редакции) "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (Далее - Приказ N 167).
В этом случае Центр инноваций социальной сферы сохраняет фокус на работу, прежде всего, с имеющимися или будущими субъектами малого и среднего предпринимательства в социальной сфере. В соответствии с пунктом 8 плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р, Минэкономразвития России ведется разработка проекта федерального закона, определяющего понятие "социальное предпринимательство". Предполагается, что соответствующие изменения будут внесены в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Также планируется уточнение и установление единых требований к организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. к центрам инноваций социальной сферы, вокруг которых будет формироваться профессиональное сообщество и на базе которых планируется предоставление комплексных услуг для развития проектов социальных предпринимателей.
3. Функции Центра инноваций социальной сферы
В сфере поддержки социально ориентированных НКО, оказывающих услуги в социальной сфере, в том числе являющихся исполнителями общественно полезных услуг, а также заинтересованных осуществлять такую деятельность в дальнейшем, Центр инноваций социальной сферы может реализовать самостоятельно или в кооперации с ресурсными центрами СО НКО следующие функции:
- Консультационная поддержка СО НКО, оказывающих или собирающихся оказывать услуги в социальной сфере, а также групп граждан, предполагающих создание СО НКО для этих целей (далее - СО НКО, поставщики услуг в социальной сфере), заключающаяся в предоставлении на безвозмездной, льготной или возмездной основе индивидуальных консультационных услуг, в том числе по организационно-правовым, бухгалтерским, управленческим, налоговым и иным вопросам, а также по вопросам взаимодействия с органами власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), специализированными финансовыми, обучающими, консультационными и иными организациями, в том числе в связи с получением от них поддержки.
- Методическая поддержка СО НКО, состоящая из анализа и обобщения опыта эффективной деятельности негосударственных организаций по оказанию социальных услуг населению, описания лучшей практики, разработки и распространения методических решений по социальным технологиям и оказанию социальных услуг населению, передачи решений, рекомендаций и иной информации методического характера социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе в ходе информационных и обучающих мероприятий. Кроме того, методическая поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться ЦИСС в форме публично размещенных или индивидуально направленных ответов на письменные обращения СО НКО, разработки, издания и распространения методических материалов и размещения методической информации в помощь НКО - негосударственным поставщикам услуг в социальной сфере, на государственном и муниципальных порталах информационной поддержки СО НКО.
- Сервисная поддержка СО НКО через предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям специализированных услуг, например, услуг по подбору специалистов по оказанию услуг в социальной сфере, иного персонала, добровольцев.
- Предоставление СО НКО сервиса бизнес-инкубирования, включая предоставление оборудованных и сопровождаемых специалистами рабочих помещений (бизнес-инкубатор для СО НКО, поставщиков услуг в социальной сфере) и рабочих мест (ко-воркинг), бухгалтерского сопровождения на условиях аутсорсинга, помощи в поиске поставщиков и партнеров при реализации проектов и заданий по оказанию услуг в социальной сфере (услуги субподряда) и т.п.
- Содействие СО НКО, поставщикам услуг в социальной сфере, в расширении доступа к бюджетным и небюджетным ресурсам, в т.ч. поддержка их участия в конкурсах, а также взаимодействие с уполномоченными органами, фондами, операторами субсидий в соответствии с российским законодательством.
- Информационно-коммуникационное сопровождение деятельности СО НКО, поставщиков услуг в социальной сфере:
организация и проведение производственных семинаров, выставок, ярмарок услуг для населения с участием СО НКО - поставщиков услуг в социальной сфере,
подготовка и выпуск каталогов об услугах в социальной сфере, производимых СО НКО, сборников лучшей практики по оказанию услуг в социальной сфере,
реализация мероприятий по расширению и повышению качества социальной рекламы, размещение публикаций и продвижение в СМИ лучших практик СО НКО в социальной сфере,
формирование и поддержка публично доступного банка информации по отдельным направлениям оказания услуг в социальной сфере социально ориентированными некоммерческими организациями,
проведение исследований состояния СО НКО - поставщиков услуг в социальной сфере и выполнение иных аналитических работ по изучению, прогнозированию, мониторингу и оценке мероприятий, проектов и программ по содействию и поддержке оказанию услуг в социальной сфере негосударственными поставщиками,
проведение мероприятий по формированию продуктивного взаимодействия и коммуникации между СО НКО, развитию их прозрачности, подотчётности и устойчивому партнерству, включая клубы, форумы и др.
В сфере поддержки субъектов социального предпринимательства Центр инноваций социальной сферы реализует следующие основные функции (в т.ч. в соответствии с Приказом N 167):
- участие в определении приоритетных направлений развития социального предпринимательства и поддержки социальных проектов на уровне субъекта Российской Федерации и отдельного муниципального образования;
- предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления деятельности в области социального предпринимательства, в т.ч. путем привлечения на договорной основе специализированных организаций, квалифицированных специалистов, а также организации взаимодействия с помощниками (менторами, наставниками) из числа успешных предпринимателей и лидеров социальных проектов;
- проведение обучающих мероприятий по вопросам осуществления деятельности в области социального предпринимательства, организация образовательных программ, направленных на подготовку социально-предпринимательских проектов и формирование устойчивой экономической бизнес-модели социального предприятия, в т.ч. проводимых в формате семинаров, мастер-классов, тренингов, форсайт-сессий, деловых игр и в иных формах;
- сбор, обобщение и распространение информации о социальных проектах и инвестиционных потребностях субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства;
- поддержка субъектов социального предпринимательства в их взаимодействии с уполномоченными государственными органами, в т.ч. реализующими контрольно-надзорные функции в сфере предпринимательства и в социальной сфере, а также с органами местного самоуправления;
- организация и проведение в субъекте Российской Федерации ежегодного конкурса "Лучший социальный проект года";
- иные функции, вытекающие из реализации региональной (муниципальной) Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, иных региональных (муниципальных) программ и проектов, предполагающих развитие субъектов социального предпринимательства или взаимодействие с ними уполномоченных органов.
Объем и направления работы Центра инноваций социальной сферы зависят не только от числа и профессиональных интересов потенциальных потребителей его услуг в регионе, но и от того, какую часть услуг в ответ на эти потребности оказывают другие, уже имеющиеся или создаваемые, элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и инфраструктуры поддержки СО НКО.
Наличие или отсутствие в регионе развитой инфраструктуры сопровождения малого предпринимательства, ресурсных центров поддержки СО НКО должно быть учтено при формировании функциональной и организационной структуры ЦИСС, прежде всего в целях исключения дорогостоящего и малорезультативного дублирования. Так, при наличии хорошо работающих бизнес-школ, деловых центров, центров поддержки предпринимательства, систем образовательных мероприятий для СО НКО - поставщиков социальных услуг, иных профильных образовательных программ, Центр инноваций социальной сферы может существенно сократить свои образовательные подразделения, наладить взаимодействие с существующими образовательными программами и, в свою очередь, развить структуры индивидуального консультирования, менторского сопровождения, разработки бизнес-планов и т.п.
4. Получатели услуг Центра инноваций социальной сферы
Основными получателями услуг Центра инноваций социальной сферы являются субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица, заинтересованные в начале осуществления деятельности в области социального предпринимательства. Вместе с тем, СО НКО могут в рамках деятельности ЦИСС получать консультационное, методическое и информационное сопровождение силами ЦИСС.
В соответствии с Приказом N 167 СО НКО отнесены к получателям некоторых услуг Центров инноваций социальной сферы, на функционирование которых субъектом Российской Федерации были получены субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Однако из-за особенностей бюджетного финансирования ЦИСС средствами только государственных (муниципальных) программ поддержки МСП, СО НКО рассматриваются как категория получателей услуг ЦИСС, относящихся фактически к лицам, предполагающим ведение предпринимательской деятельности в дальнейшем. Специфика правового положения некоммерческой организации такова, что, ведя в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, СО НКО все же не становится субъектом малого и среднего предпринимательства. Это обстоятельство может несколько затруднить работу ЦИСС с СО НКО, но лишь в том случае, если ЦИСС не включён в более гибкую конфигурацию инфраструктурных организаций, работающих в кооперации и поддерживающих как субъекты малого и среднего предпринимательства в социальной сфере, так и деятельность иных негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере - СО НКО. ЦИСС, созданные без участия финансирования из федерального бюджета по программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, может быть подразделением инфраструктурной организации, которая оказывает услуги также и СО НКО и привлекает для этого соответствующие программные средства, а также может быть во взаимодействии с ресурсным центром СО НКО поставщиком услуг для иных негосударственных организаций в социальной сфере, распространяя на всех них технологии поддержки субъектов социального предпринимательства. Также ЦИСС может получать финансирование государственных и муниципальных программ поддержки СО НКО или иных программ и проектов развития конкуренции в социальной сфере, что позволяет реализовать его потенциал в работе с СО НКО.
Кроме того, для формирования благоприятных условий для деятельности СО НКО по оказанию услуг в социальной сфере ЦИСС может предоставлять услуги также органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, представителям бизнес-сообщества и СМИ.
5. Организационно-правовая форма Центра инноваций социальной сферы
ЦИСС может создаваться как отдельное юридическое лицо в форме негосударственной некоммерческой организации, как подразделение инфраструктурной организации, которая оказывает услуги также и СО НКО и привлекает для этого соответствующие программные средства, в форме автономного или бюджетного государственного (муниципального) учреждения, и в редких случаях казенного учреждения.
При наличии активно и успешно действующих Центра развития предпринимательства и ресурсного центра поддержки СО НКО Центр инноваций социальной сферы может создаваться как структурное подразделение одного из данных центров, действующего во взаимодействии с другим центром.
Кроме того, функции ЦИСС без образования юридического лица или создания обособленного подразделения могут исполнять также иные организации, в том числе ресурсные центры поддержки СО НКО, Центры развития предпринимательства, образовательные учреждения и специализированные учреждения и организации социальной сферы. В муниципальных образованиях ряда регионов существует практика исполнения функций Центра инноваций социальной сферы проектным офисом в рамках благотворительных программ социально ответственного бизнеса с последующим организационным оформлением в некоммерческие организации разнообразных правовых форм.
Центр инноваций социальной сферы в муниципальном образовании может быть создан как отдельное юридическое лицо, так и во взаимодействии с региональным ЦИСС в качестве его обособленного подразделения с образованием юридического лица, представительства или филиала без образования юридического лица.
Отдельные функции ЦИСС на муниципальном уровне могут выполняться также на базе соответствующих управлений администраций городов и регионов, муниципальных центров поддержки СО НКО, центров развития предпринимательства, местных отделений Торгово-промышленных палат, предпринимательских ассоциаций, представительств Сбербанка и городских центров занятости населения и др.
В случае если субъект Российской Федерации претендует на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, то организационная форма Центра инноваций социальной сферы должна соответствовать требованиям, сформулированным в Приказе N 167: ЦИСС является юридическим лицом или структурным подразделением юридических лиц, которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства, и одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить анализ, использование потенциала и развитие уже существующих элементов сопровождения предпринимательской деятельности и инфраструктуры поддержки СО НКО в регионе, в том числе развивая сотрудничество с межрегиональными и межрайонными ресурсными центрами, благотворительными программами, направленными на формирование социального предпринимательства и развитие доступа СО НКО к оказанию услуг в социальной сфере.
6. Финансирование деятельности Центра инноваций социальной сферы
Финансовое обеспечение деятельности ЦИСС по предоставлению услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям и гражданам осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг государственному (муниципальному) учреждению, организации закупок услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей консультационных, образовательных, информационных, организационно-технических и иных услуг при предоставлении услуг ЦИСС за плату.
При создании ЦИСС в форме государственных (муниципальных) учреждений в государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг должны быть включены следующие услуги, содержащиеся в базовом (отраслевом) перечне услуг и работ, утвержденном Минэкономразвития России:
- предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по регулированию и содействию эффективному ведению экономической деятельности, деятельность в области региональной, национальной и молодежной политики;
- предоставление консультационной и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Финансирование Центра инноваций социальной сферы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки через предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на оказание им услуг, которое осуществляется на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в т.ч. в результате отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также в результате предоставления субсидий на ведение деятельности по сопровождению СО НКО и субъектов МСП во исполнение мероприятий государственных (муниципальных) программ.
В случае если ЦИСС является некоммерческой негосударственной организацией, то он может получать финансирование в виде субсидии на реализацию проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Финансирование таких проектов должно осуществляться на конкурсной основе и призвано развивать потенциал СО НКО, в т.ч. реализации ими социальных проектов, различных инноваций в предоставлении услуг населению, в том числе в оказании новых услуг в социальной сфере, обслуживания новых клиентских групп в рамках особо полезной деятельности, апробации, внедрения и распространения новых социальных технологий оказания услуг и т.д. Содержание проекта ЦИСС, претендующего на субсидию, ограничено лишь установленными направлениями деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и условиями их конкурсной поддержки в рамках государственных и муниципальных программ.
Возможно также использование механизмов контрактной системы в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" через организацию конкурса среди потенциальных исполнителей работ в целях реализации отдельных мероприятий государственных (муниципальных) программ. Проведение аукционов представляется менее желательным, так как не предполагает включения развернутых качественных требований к опыту и квалификации исполнителя работ и услуг.
В отдельных случаях финансирование ЦИСС может осуществляться через применение инструмента потребительской субсидии. Механизм целевой потребительской субсидии в целом похож на вышеприведенный механизм прямого субсидирования негосударственных поставщиков для организации предоставления ими государственных и муниципальных услуг, но отличается от него тем, что формально получателем субсидии является не поставщик услуги, а ее потребитель, клиент ЦИСС - социальный предприниматель, гражданин и социально ориентированная НКО, а сама субсидия предоставляется потребителю услуги (получателю субсидии) таким образом, чтобы он мог потратить ее только на получение конкретной услуги по инфраструктурному сопровождению деятельности. В этом случае потребитель выбирает обслуживание Центром инноваций социальной сферы из аналогичных услуг других организаций.
Центр инноваций социальной сферы может привлекать софинансирование для своей деятельности из бюджетов разных уровней и разнообразных внебюджетных источников, в т.ч. средств благотворительных фондов, например на возмездное исполнение функций оператора конкурсов корпоративных благотворителей для социальных предпринимателей и других категорий благополучателей, консультационное, образовательное и иное сопровождение программ для СО НКО в сфере оказания услуг отдельным категориям населения и т.п.
Также источником финансирования деятельности ЦИСС может быть частичная оплата его услуг получателями. При этом рекомендуется точно определить категории получателей таких возмездных услуг и их перечень, с тем, чтобы избежать одновременного финансирования таких услуг средствами бюджета.
7. Приоритетные направления деятельности Центра инноваций социальной сферы
Приоритеты в деятельности Центров инноваций социальной сферы формируются исходя из актуальной направленности их активности на поддержку субъектов хозяйствования и содействие формированию механизмов предоставления услуг в социальной сфере, включая реализацию мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р, и Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 3468п-П44.
В соответствии с п. 3.4.5. Приказа N 167 Центр инноваций социальной сферы предоставляет следующие обязательные услуги и консультации:
- по вопросам, связанным с проведением обучающих мероприятий для субъектов социального предпринимательства и руководителей СО НКО (при наличии соответствующей лицензии) (проведение семинаров, мастер-классов, практических и лекционных занятий по социальным тематикам);
- по вопросам бизнес-планирования, в частности: оценка социальной эффективности проекта или инициативы субъектов социального предпринимательства и СО НКО, оказание содействия при выборе проекта, разработка бизнес-модели и финансовой модели, содействие в привлечении профессиональных кадров, привлечение потенциальных инвесторов;
- по вопросам, связанным с осуществлением на льготных условиях деятельности субъектов социального предпринимательства, а также с разъяснением порядка ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и делопроизводства субъектами социального предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями;
- по вопросам, связанным с оказанием консультационной поддержки по созданию маркетинговой стратегии реализации проектов субъектов социального предпринимательства и СО НКО;
- по вопросам, связанным с оказанием консультационной поддержки по подготовке заявок (иной документации) для получения государственной поддержки субъектами социального предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями;
- по вопросам, связанным с проведением отбора лучших социальных практик и их представлением в рамках проводимых открытых мероприятий;
- по вопросам, связанным с организацией работы со средствами массовой информации по вопросам популяризации, поддержки и развития социального предпринимательства, производства и использования социальной рекламы.
Центрам инноваций социальной сферы в качестве элемента инфраструктуры поддержки СО НКО в части поддержки социально ориентированных НКО, оказывающих услуги в социальной сфере или заинтересованных осуществлять такую деятельность в дальнейшем, а также групп граждан, предполагающих создание СО НКО для оказания услуг в социальной сфере, рекомендуется развивать услуги в соответствии с основными функциями, описанными в пункте 3 настоящих методических рекомендаций. Рекомендуется обратить внимание на то, что ЦИСС расширяет для СО НКО доступ к услугам, уже существующим на рынке инфраструктурного сопровождения деятельности в сфере производства услуг в социальной сфере, но недоступным для СО НКО и начинающих социальных предпринимателей по параметрам цены, или предоставляют специализированные услуги, такие, например, как акселерационные программы для СО НКО и социальных предпринимателей, учитывающие специфику хозяйственной деятельности в социально значимых сферах, которые отсутствуют на рынке соответствующих услуг.
Среди особых услуг ЦИСС, выделяющих их из организаций инфраструктуры поддержки СО НКО можно выделить проведение следующих специализированных мероприятий:
- акселерационных программ для СО НКО и социальных предпринимателей - специально организованного комплекса мероприятий для развития СО НКО и субъектов социально-предпринимательской деятельности за счет разработки, консультационного сопровождения и мониторинга развития организации и проекта, привлечения внешней экспертизы для оценки деятельности организации и планов по ее развитию, развития кооперационных связей и продвижения участников на региональном и федеральном уровне, снятия административных барьеров;
- социальных хакатонов - однодневных проектных сессий с участием профессионалов из коммерческого сектора - представителей средних и крупных компаний, вовлекаемых в социально значимую деятельность и реализацию проектов СО НКО и социальных предпринимателей в качестве социальных волонтеров;
- менторских сессий - однодневных мероприятий с участием успешных предпринимателей, руководителей действующих предприятий малого и среднего бизнеса и некоммерческих организаций; мероприятия проводятся для содействия социальным предпринимателям и руководителям СО НКО в выходе из кризисных ситуаций или решении тактических задач в деятельности по оказанию услуг в социальной сфере населению.
Деятельность ЦИСС в обеспечении потребностей СО НКО - поставщиков услуг в социальной сфере предполагает помимо комплекса базовых информационных, консультационных, образовательных, аналитических, методических и организационно-технических услуг для СО НКО оказание специфических услуг, востребованных вследствие наличия дефицита навыков, знаний и опыта некоммерческих организаций при входе в новую для них деятельность на рынке услуг в социальной сфере, таких как:
- формирование, поддержание и предоставление доступа к базам данных информации, необходимой для деятельности в качестве поставщиков услуг:
о правовых нормах деятельности негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере;
о требованиях к качеству услуг, стандартах, санитарных и иных нормах и правилах, связанных с производством услуг;
о поставщиках услуг в социальной сфере;
о свободных или возможных к использованию производственных площадях;
о технологиях деятельности в социальной сфере, используемых при предоставлении услуг в социальной сфере;
о состоянии рынка и доступности финансовых ресурсов для проектов СО НКО - поставщиков услуг в социальной сфере;
- первичная диагностика проблем СО НКО и направление при необходимости в организации, предоставляющие профессиональные консультационные, технологические, аудиторские и иные услуги;
- информирование и содействие в защите прав негосударственных поставщиков социальных услуг и их сотрудников; содействие в формировании и координация системы саморегулирования у негосударственных поставщиков услуг; предоставление услуг юридического и консультационного сопровождения при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении СО НКО - поставщика услуг в социальной сфере либо защита СО НКО в сфере "сертификации" их услуг и производства;
- обучение руководителей и сотрудников СО НКО специализированным практико-ориентированным знаниям в сфере оказания социальных услуг; услуги по дополнительному образованию сотрудников СО НКО, организация стажировок у носителей лучшей практики оказания услуг в социальной сфере;
- поддержка внутренних систем обеспечения качества процессов и услуг СО НКО, включая предоставление услуг внешнего аудита качества, поддержку стандартизации услуг, распространение процедур менеджмента качества и механизмов самооценки; проведение конкурсов профессионального мастерства и поддержка бенчмаркинга в оказании услуг населению в социальной сфере;
- содействие подбору специалистов в социальной сфере для участия в проектах и деятельности СО НКО, помощь в поиске и оценке кандидатов на должность, привлечение добровольцев;
- предоставление СО НКО помещений для проведения отдельных этапов оказания услуг в социальной сфере, например кабинетов для проведения консультаций при предоставлении социально-психологических услуг, размещение рабочих мест сотрудников СО НКО на временной или постоянной основе;
- сопровождение деятельности СО НКО по отдельным специализированным направлениям, включая, например, аутсорсинг услуг бухгалтерского учета и отчетности, юридического сопровождения государственных (муниципальных) контрактов и деятельности в качестве поставщика услуг в социальной сфере и др.;
- обеспечение информирования и взаимодействия с государственными и частными системами финансирования социально-предпринимательской деятельности, системами франчайзинга услуг, держателями ресурсов описания и масштабирования лучшей практики, и т.п.
8. Оценка деятельности Центра инноваций социальной сферы
Результатом мероприятий по развитию ЦИСС как инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций - поставщиков услуг и субъектов предпринимательства в социальной сфере является наличие в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) специализированных "площадок", "центров" и "агентств услуг", реализующих мероприятия поддержки социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые приводят к следующим значимым результатам:
- уменьшению общих издержек социальных предпринимателей и СО НКО на получение информации, необходимой для ведения и масштабирования проектов в сфере производства услуг в социальной сфере и социальных инноваций;
- снижению барьеров доступа СО НКО к практическим кейсам, имеющимся методическим, материальным, техническим, информационным и иным ресурсам по основам и развитию предпринимательства в социальной сфере, в т.ч. созданным и поддерживаемым за счет средств программ поддержки малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
- снижению затрат хозяйствующих субъектов на качественное бухгалтерское, юридическое и иное сопровождение социально ориентированной некоммерческой деятельности по оказанию услуг в социальной сфере;
- улучшению качества среды, снижению административных барьеров и более благоприятным условиям для ведения СО НКО деятельности по оказанию услуг в социальной сфере.
При оценке результативности деятельности Центра инноваций социальной сферы могут быть использованы в том числе следующие показатели:
- количество выпускников образовательных программ ЦИСС, в т.ч. по отдельным категориям целевых групп;
- количество социальных предпринимательских проектов, созданных при поддержке ЦИСС;
- экономия бюджетных средств, достигнутая благодаря успешной деятельности СО НКО и социальных предпринимателей - получателей поддержки ЦИСС, направленной на предотвращение конкретных негативных социальных явлений и использующей социальные инновации (например, в сфере профилактики социального неблагополучия и низкого качества жизни пожилых людей и т.п.);
- дополнительные экономические выгоды от достижения СО НКО результатов своей деятельности (например, увеличение доступности конкретной социальной услуги для группы населения, вовлечение добровольцев в предоставление социальных услуг, обеспечение трудоустройства инвалидов и др.);
- объем внебюджетных средств, привлеченных Центром инноваций социальной сферы, а также социальными предпринимателями и СО НКО - получателями услуг ЦИСС для осуществления социальных проектов;
- количество рабочих мест, созданных в организациях, а также у индивидуальных предпринимателей при поддержке ЦИСС;
- количество благополучателей от реализации проектов, в т.ч. в разрезе приоритетных групп;
- общая стоимость проектов, созданных и/или поддержанных вследствие оказания услуг ЦИСС;
- количество проектов, подготовленных ЦИСС и одобренных в раках региональных конкурсов.
Кроме того, в целях оценки результативности Центра инноваций социальной сферы могут быть использованы следующие дополнительные показатели:
- объем услуг установленного качества, предоставленных Центром инноваций социальной сферы;
- оценка качества услуг, предоставленных ЦИСС (на основе анкетирования получателей услуг ЦИСС);
- количество социальных предпринимателей и СО НКО, зарегистрированных при поддержке ЦИСС в течение года;
- количество хозяйствующих субъектов и граждан, пользующихся услугами ЦИСС;
- доля негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, пользующихся услугами ЦИСС, от количества таких поставщиков на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, из числа включённых в реестр поставщиков социальных услуг) и т.п.;
- число поданных заявок на участие в конкурсе на обучение в ЦИСС по программе акселерации социальных проектов;
- количество предпринимателей, получивших консультацию по определенной тематике в ЦИСС;
- количество консультаций, предоставленных СО НКО и социальным предпринимателям, в часах;
- количество менторов, работающих с проектами СО НКО и социальных предпринимателей;
- количество проектов, подготовленных ЦИСС и принятых к тиражированию в других территориях субъекта Российской Федерации и/или в других субъектах Российской Федерации;
- число публикаций и эфиров в СМИ о деятельности ЦИСС, проектах и социальных предпринимателях - выпускниках ЦИСС, СО НКО - участниках программ ЦИСС;
- география деятельности Центров инноваций социальной сферы в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и др.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2016 г. N 40265-ОФ/Д04и "Методические материалы по формированию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.