Преамбула
Комитет министров в соответствии со статьей 15.b Статута Совета Европы, решив, что целью Совета Европы является укрепление единства государств-членов для обеспечения и реализации идей и принципов, являющихся их общим наследием, а также во имя экономического и социального прогресса,
принимая во внимание Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5), а также пересмотренную Европейскую социальную хартию (ETS N 163),
принимая о внимание Конвенцию ООН о правах ребенка и Протоколы к ней,
принимая во внимание Рекомендацию Парламентской Ассамблеи Совета Европы 2015 года (2013 года) "Доступ молодежи к основным правам", а также Рекомендацию Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1978 года (2011 года) "В направлении конвенции о правах молодежи", а также ответы Комитета министров Совета Европы на эти рекомендации,
принимая во внимание Резолюцию Комитета министров Совета Европы N CM/Res(2008)23 "О молодежной политике в Европе",
принимая во внимание Резолюцию Конгресса местных региональных органов власти N 386(2015) "О преодолении барьеров для участия молодежи: принятие lingua franca* (* Lingua franca (итал. lingua franca - "франкский язык") - язык, используемый как средство межэтнического общения в определенной сфере деятельности (примеч. редактора).) для местных и региональных органов и молодежи", а также Рекомендацию Конгресса местных региональных органов власти N 128(2003) "О пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в местной и региональной жизни",
призывая к применению существующих принципов, установленных в соответствующих рекомендациях Комитета министров государств-членов, в частности, в Рекомендации N CM/Rec(2015)3 "О доступе молодежи из неблагополучных регионов к социальным правам"* (* См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека, 2015. N 7 (примеч. редактора).), Рекомендации N CM/Rec(2013)2 "Об обеспечении полного включения в общество детей и молодежи с ограниченными возможностями", Рекомендации N CM/Rec(2012)13 "Об обеспечении качества образования", Рекомендации N CM/Rec(2012)2 "Об участии детей и молодежи до 18 лет", Рекомендации CM/Rec(2010)8 "Об информации для молодежи", Рекомендации CM/Rec(2010)7 "О Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека", Рекомендации N CM/Rec(2009)9 "Об образовании и включении в общество детей и молодежи с аутическими расстройствами", Рекомендации N CM/Rec(2007)17 "О стандартах и механизме обеспечения равенства полов", а также Рекомендации N Rec(2006)1 "О роли внутригосударственных молодежных советов в развитии молодежной политики",
убежденный в широких возможностях молодежи и ее основополагающей роли в построении Европы и при этом обеспокоенный ухудшением социальной ситуации в стареющем обществе, на которую влияют экономические и социальные трудности, а также демографическую проблему из-за неспособности государств-членов полностью вовлечь молодежь в демократические процессы,
признавая значение работы, проведенной Советом Европы по проблемам молодежи в целях развития молодежной политики, обеспечивающей права человека, социальное включение, межкультурный диалог, гендерное равенство и активное участие молодежи,
подчеркивая значение принципа совместной работы по проблемам молодежи в Совете Европы,
принимая во внимание, в частности, результаты предыдущих конференций министров Совета Европы, ответственных за дела молодежи, "Будущее молодежной политики Совета Европы: программа-2020" в г. Киеве в 2008 году, "Доступ молодежи к правам: развитие инновационной молодежной политики" в г. Санкт-Петербурге в 2012 году, а также выводы по мероприятиям, состоявшимся до последней конференции,
указывая вновь на фундаментальную роль молодежи и работы, проведенной молодежными организациями в области развития нашего общества, а также подчеркивая, что доступ молодежи к правам является необходимым условием личного роста и автономии,
полагая, что свободный и полный доступ молодежи к правам является существенным элементом развития прав человека, демократии и верховенства права, а также обращая внимание на нарушения прав молодежи, указанные в обзоре практики Европейского Суда, решениях и заключениях Европейского комитета по социальным правам, основанных на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии соответственно, опубликованном Советом Европы в 2014 году, а также базах данных судебной практики по правам детей THESEUS, содержащей обобщающую судебную практику в отношении прав ребенка,
подчеркивая, что наряду с другими возрастными категориями граждан молодежь имеет право на осуществление в полном объеме прав человека, а также всех прав, предусмотренных внутригосударственным и международным правом, кроме случаев, установленных законом исключений, направленных на защиту несовершеннолетних,
I. Рекомендует властям государств-членов обеспечивать лучший доступ молодежи к правам путем:
1) проведения работы по недопущению дискриминации, с которой сталкивается молодежь, по основаниям, прямо перечисленным в статье 14 Конвенции, или иных форм дискриминации, установленных в практике Европейского Суда* (* См. § 23 разъяснительного меморандума.). Должно быть обращено особое внимание на разнообразные виды, а также смешанную природу дискриминации;
2) упразднения любых правовых, административных и практических препятствий к осуществлению права молодежи на мирные собрания, а также права свободно создавать, вступать и действовать в ассоциациях и профессиональных союзах;
3) разработки и развития молодежной политики на всех уровнях с целью более эффективного обеспечения и облегчения доступа молодежи к правам с уделением особого внимания к следующим проблемам:
- препятствиям для доступа к качественному образованию;
- трудностям, с которыми сталкивается молодежь по окончании обучения в получении стабильного трудоустройства со справедливыми и благоприятными условиями труда или в доступе к стажировке;
- недостатку надлежащей поддержки для продолжения образования и обучения, в том числе в период безработицы;
- недостаточным возможностям систем социального обеспечения и здравоохранения в удовлетворении особых нужд молодежи;
- негативным последствиям жизненных ситуаций, угрожающих благополучию и безопасности молодежи;
- недостаточным возможностям для участия в общественной жизни, в частности, при принятии решений, напрямую затрагивающих молодежь, отсутствию последовательной политики поощрения и подготовки к участию в ней, а также отсутствию механизмов или структур, обеспечивающих эффективное участие;
- отсутствию или недостаточности финансовой и политической поддержке молодежных инициатив и независимых молодежных организаций самоуправления;
4) применения координированного подхода в целях обеспечения лучшего доступа молодежи к правам с организацией сотрудничества во всех областях на международном, государственном, региональном и местных уровнях. С этой целью государствам-членам следует предпринять следующие меры:
- провести глубокий критический анализ проблем, с которыми сталкивается молодежь в доступе к правам, учитывая принцип солидарности поколений в долгосрочных программах и политике. К такому анализу должны быть подключены эксперты, политики, органы по делам молодежи, представители молодежных организаций, профсоюзы и другие организации гражданского общества. По возможности подробные данные должны быть проанализированы с целью выявления случаев исключения молодых людей из социальной жизни и их маргинализации. Результаты этого анализа следует регулярно пересматривать;
- при необходимости пересматривать действующее и разрабатываемое законодательство, а также вводить законодательные меры, обеспечивающие и гарантирующие доступ к правам, а также систематически устранять любые законодательные препятствия для доступа молодежи к правам;
- рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, способных облегчить доступ молодежи к правам с учетом мнения заинтересованных лиц, включая молодежные организации и внутригосударственные молодежные советы;
- при необходимости проводить реорганизацию структуры и принципов работы органов и служб, ответственных за дела молодежи, в целях их более эффективной поддержки при справедливом удовлетворении нужд всех групп молодежи, в дополнение к повышению уровня профессионализма специалистов по работе с молодежью в этих структурах;
5) разработки стратегии улучшения доступа молодежи к правам, отражающей принципы универсальности и неделимости прав человека, запрета дискриминации и равных возможностей, гендерного равенства, ответственности, демократии, равного участия и солидарности поколений. Подобная стратегия должна признавать, что работа с молодежью может стать значимым вкладом в дело облегчения доступа молодежи к ее правам;
6) рассмотрения мер, предложенных в Приложении к настоящей рекомендации, при формулировании и применении политики и программ по развитию и облегчению доступа молодежи к правам, а также поощрения в этом региональных органов;
7) обеспечения перевода настоящей рекомендации и Приложения к ней, а также их распространения среди компетентных органов и заинтересованных лиц с целью просвещения в области обеспечения и защиты доступа молодежи к ее правам.
II. Соглашается рассмотреть замечания государств-членов к настоящей рекомендации в течение пяти лет после ее принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы N CM/Rec(2016)7 "О доступе молодежи к правам" (принята Комитетом министров Совета Европы на 1266-м заседании представителей министров 18 сентября 2016 г.)
Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 5/2017
Перевод с английского Г.А. Николаева