Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 184271-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети "Интернет", обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями)
внесен депутатами Государственной Думы М.А. Мукабеновой, О.А. Николаевым, А.А. Ющенко, О.М. Казаковой, А.Г. Эмиргамзаевым.
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на реализацию положений проекта федерального закона N 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятого Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2017 года, и предусматривает в соответствии со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности за неисполнение предусмотренных законом обязанностей организатором распространения информации в сети "Интернет", обеспечивающим предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями.
Указанные изменения, по мнению Комитета, позволят профилактировать и пресекать противоправную деятельность организаторов распространения информации через сервисы мгновенного обмена сообщениями в целях обеспечения информационной безопасности граждан Российской Федерации, в связи с чем концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению, необходимо дополнительно проработать следующие проектируемые положения.
1. Авторами законодательной инициативы предлагается установление административной ответственности за "нарушение установленных законом обязанностей". При этом указанные обязанности не конкретизируются, что, по сути, может привести к привлечению к административной ответственности не только за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации, но и иного законодательства, в том числе трудового, гражданского и пр.
Представляется, что в целях реализации принципов ясности, недвусмысленности и правовой определенности нормы права диспозиция проектируемой статьи нуждается в уточнении.
2. Проектом федерального закона N 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предлагается установление перечня обязанностей организатора распространения информации в сети "Интернет", обеспечивающего предоставление информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями, среди которых, в частности, обеспечение передачи электронных сообщений только тех пользователей сети "Интернет", которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечение технической возможности отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, а также обеспечение конфиденциальности передаваемых электронных сообщений.
По мнению Комитета, установление административной ответственности для всех указанных действий требует дифференциации с учетом разной степени общественной опасности вышеперечисленных действий путем изменения размеров предлагаемых административных штрафов.
3. Субъектами права законодательной инициативы предлагается установить, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей 13.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются органами внутренних дел (полиция), органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также судами в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьи. При этом законопроектом не предусматривается внесение изменений в главу 28 Кодекса об административных правонарушениях, что не позволяет однозначно решить вопрос о лицах, уполномоченных возбуждать производство по новому проектируемому административному составу.
В этой части предоставляется необходимым разграничить субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и возбуждать производство по ним, а также проработать вопрос о целесообразности наделения полномочиями по рассмотрению данных дел отдельными органами исполнительной власти.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 184271-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.