Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 937205-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части введения конфискации имущества в качестве вида наказания)
Досье на проект федерального закона
Названным проектом федерального закона предлагается вернуть в Уголовный кодекс Российской Федерации как вид наказания конфискацию имущества, исключить главу 15.1 из УК РФ и ввести корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Следует отметить, что на протяжении многих десятилетий конфискация имущества была предусмотрена в законодательстве России как самостоятельный вид дополнительного наказания с достаточно широкими основаниями для ее применения. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" конфискация имущества как самостоятельный вид наказания (ст. 52 УК РФ в ред. 07.07.2003 г) была исключена из УК РФ, как вид наказания, имеющий низкую эффективность.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" УК РФ был дополнен главой 15.1. "Конфискация имущества", в которой даны закрытые перечни того имущества, которое может подлежать конфискации и порядок ее применения. Так, установлено, что конфискации подлежат средства совершения преступления, а также доходы, полученные преступным путем, либо денежные средства или имущество, эквивалентное по стоимости сумме преступных доходов. Такие средства или имущество могут быть изъяты взамен отсутствующих (потраченных) виновным лицом денежных средств или имущества. Такая правовая позиция существенно отличается от редакции ст. 52 УК РФ 07.07.2003 года, которая предусматривала возможность конфискации всего имущества осужденного, кроме имущества, необходимого осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Тогда конфискация имущества устанавливалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, а также могла быть назначена судом в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (45 санкций). Фактически законопроект предлагает вернуться к прежнему пониманию и масштабу применения наказания в виде конфискации имущества.
Кроме того, проектом предлагается отказаться от такого вида уголовного наказания как штраф, хотя это достаточно эффективная сдерживающая мера. Например, по ч. 2 ст. 228 УК РФ за незаконное хранение и пр. наркотически средств и проч. в крупном размере предусмотрен штраф до 500 тыс. рублей. При этом для исполнения приговора в части взыскания штрафа возможно изъятие и обращение в доход государства любого имущества осужденного. Таким образом, штраф эффективно заменил по своей сути конфискацию как вид уголовного наказания.
В связи с вышеизложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 937205-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.