Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 1089379-6 "О внесении изменений в статьи 8.21, 8.22 и 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об усилении ответственности за выпуск в эксплуатацию, а также эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума),
внесенный Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел законопроект в части предмета своего ведения и отмечает следующее.
Законопроект направлен на усиление административной ответственности за нарушения в области охраны атмосферного воздуха и предусматривает следующие изменения:
1. Предлагается дополнить статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой частью 4, установив административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
Следует отметить, что наступление НМУ способствует накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. В этой связи задача по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека в промышленных центрах и вблизи производственных объектов в крупных населенных пунктах в этот период является весьма актуальной.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов НМУ предусмотрена пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ). Однако, в действующей редакции КоАП РФ отдельный состав административного правонарушения за ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ не предусмотрен. Надзорные органы в основном применяют статью 8.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за несоблюдение экологических требований в общем.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает дополнение КоАП РФ отдельным составом административного правонарушения в части несоблюдения требований по охране атмосферного воздуха в период НМУ. При этом в части исполнения обязанности считает необходимым отметить следующее.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, регламентирующие проведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
В правоприменительной практике при организации соответствующих мероприятий используется руководящий документ "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85" (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986), который не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Также Комитет обращает внимание, что по итогам заседания Государственного совета на тему "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений" Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации (Пр-140ГС от 24.01.2017 г.) внести в законодательство изменения, предусматривающие разработку и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов в период НМУ, а также особенности проведения проверок природопользователей в период НМУ.
Учитывая изложенное, Комитет полагает, что при установлении административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ одновременно требуется внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации в целях установления четкой правовой регламентации исполнения указанной обязанности.
2. Предлагается увеличить размер административного штрафа, предусмотренного статьями 8.22 и 8.23 КоАП РФ:
- за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума - с одной тысячи рублей до десяти тысяч рублей (для должностных лиц), до ста тысяч рублей (для юридических лиц, штраф вводится впервые).
- за эксплуатацию гражданами механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума - с пятисот рублей до двух тысячи рублей.
Загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками (автотранспортными средствами) является серьезной экологической проблемой, особенно в крупных городах. Поэтому увеличение размера административного наказания в этой части Комитет считает целесообразным.
При этом Комитет отмечает, что механизмы государственного надзора за соблюдением экологических требований при эксплуатации механических транспортных средств требуют совершенствования.
Так, например, в настоящее время проверки автотранспортных средств проводятся в рамках их технического осмотра (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух"). При этом осуществление проверок выбросов автотранспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при их движении на дорогах законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Применить статью 8.23 КоАП РФ, предусматривающую санкции за эксплуатацию автотранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, при техосмотре представляется затруднительным.
Таким образом, наравне с усилением административной ответственности за несоблюдение требований при эксплуатации автотранспортных средств требуется установить должную систему государственного надзора в этой части.
Кроме того, автором права законодательной инициативы не представлены статистические данные, свидетельствующие о недостаточности установленной ответственности и необходимости увеличения административных штрафов за указанные правонарушения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды концептуально поддерживает проект федерального закона N 1089379-6 "О внесении изменений в статьи 8.21, 8.22 и 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за выпуск в эксплуатацию, а также эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума) в части дополнения КоАП РФ отдельным составом административного правонарушения за ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов в НМУ, но, вместе с тем, считает его принятие преждевременным до устранения высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.