Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам организации публичных размещений ценных бумаг в части налогообложения доходов организаторов размещения, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 3 пункта статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункту 3 пункта статьи 264" следует читать "подпункту 3 пункта 1 статьи 264"
Кроме того, перечень специальных расходов, которые могут учитывать в целях налогообложения профессиональные участники рынка ценных бумаг, установлен статьей 299 Кодекса и является открытым.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П указано, что нормы, содержащиеся в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.
Таким образом, по мнению ФНС России, расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого организатором в рамках соглашения об оказании услуг с со-организатором (вне зависимости от оказываемых им услуг по договору с эмитентом), могут учитываться для целей налогообложения, если они соответствуют критериям, установленным статьей 252 Кодекса.
Исключение могут составлять случаи предъявления организациям налоговой претензии в рамках правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", с целью пресечения злоупотреблений, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (в том числе при создании искусственной ситуации, при которой появляется формальное основание учета расходов в условиях отсутствия реальных экономических обстоятельств).
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрено обращение по вопросам организации публичного размещения ценных бумаг в части налогообложения доходов организаторов размещения.
По мнению ФНС России, расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого организатором в рамках соглашения об оказании услуг с соорганизатором (вне зависимости от оказываемых им услуг по договору с эмитентом), могут учитываться для целей налогообложения, если они соответствуют критериям, установленным НК РФ.
Исключение могут составлять случаи предъявления организациям налоговой претензии с целью пресечения злоупотреблений, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (в том числе при создании искусственной ситуации, при которой появляется формальное основание учета расходов в условиях отсутствия реальных экономических обстоятельств).
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июля 2017 г. N СД-4-3/12831@ "Об организации публичного размещения ценных бумаг"
Текст письма официально опубликован не был