Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Материалы
по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) внесены изменения, касающиеся названия и содержания программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной образовательной программы, начального общего образования входит "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" (далее - Программа).
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в части экологической составляющей должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды:
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей:
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
В требовании к Программе, касающемся "пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)" конкретизируется механизм реализации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения, который позволит сформировать готовность детей к принятию и выполнению правил здорового образа жизни.
Структура Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни четко определена ФГОС НОО и включает:
1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся".
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна проектироваться на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей региона.
Программа формирования экологической культуры, здорового к безопасного образа жизни на ступени начального общего образования должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования является составной частью основной образовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования универсальных учебных действий, программами отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, программой духовно-нравственного развития, программой коррекционной работы и др.
Цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического,#
Задачами Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования общего образования является формирование у обучающихся:
основ экологической грамотности;
основ экологического мышления, опирающегося на экосистемную познавательную модель, как средства формирования экологической грамотности, приобщения к экологической культуре человечества, экологического самообразования в течение жизни;
экологического сознания, проявляющегося в экологической направленности личности - мотивации и ценностных установках на действия, поведение в рамках экологического императива, экологического права и этических норм в интересах здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития общества и природы;
опыта индивидуального и совместного проектирования и реализации экологически целесообразного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; участия в социально значимых проектах в интересах устойчивого развития территории.
В качестве диагностично заданных задач (планируемых результатов) Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования можно рассматривать:
усвоение обучающимися:
социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;
первичных экологических представлений, адекватных научным знаниям;
социальных норм экологически безопасного поведения;
личного опыта эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам, мотивирующих на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста "хочу-нельзя";
коллективно-распределенного опыта применения универсальных учебных действий, предметных знаний и умений в практических действиях по организации здоровьесберегающего уклада школьной жизни, учебы, быта.
Результаты реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования целесообразно формулировать в деятельностной форме.
Учащиеся должны научиться:
описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать их, объяснять:
называть экологические проблемы в жизни природы и человека; опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения: правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного груда:
объяснять смысл закона экологии "Все связано со всем"; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью; как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы; правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешности учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека; разнообразия окружающего мира - природного, мира людей, рукотворного мира; цепочек экологических связей; экологически предосторожного поведения в окружающей среде;
основам здоровьесберегающей учебной культуре;
здоровьесозидающему режиму для двигательной активности, здоровому питанию;
противостоянию вредным привычкам;
необходимости экономии в быту, предвидения последствий своего поведения для природы и человека; следования законам природы:
формулировать своими словами, что такое "экологическая культура", "биологическое разнообразие"; "экология", "здоровый образ жизни", "безопасность";
разыгрывать экологически проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;
планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции); планировать безопасное поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места проживания;
рефлексировать результаты своих действий для здоровья человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);
оценивать результаты по заранее определенному критерию;
делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы, как поступать стыдно;
рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если.... то...; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;
высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;
организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей:
самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
Результаты освоения Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования должны обеспечить преемственность начального и основного общего образования.
Предусмотренные Программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся должны отражать специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса и обеспечивать достижение культуры обучающихся должны отражать специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса и обеспечивать достижение планируемых результатов основной образовательной программы школы. Например: организация летних оздоровительных лагерей, кружков экологического туризма, экологического театра и т.д.
В Программе следует предусмотреть модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В качестве одной из приоритетных на современном этапе развития является модель экологического образования для устойчивого (сбалансированного) развития общества "Экология, здоровье, безопасность жизни". Данная модель соответствует методологии системно-деятельностного подхода, на которой базируется ФГОС общего образования, Стратегии Европейской экономической комиссии ООН по образованию в интересах устойчивого развития, (подписана Российской Федерацией в 2005 г.). Согласно данной модели в школе ребенка необходимо учить познавать; учить общаться; учить действовать; учить быть; учить жить. В рамках общей модели могут использоваться различные организационные модели. Например, организационная модель физкультурно-спортивной работы может предусматривать систему управления этой работой, функционал отдельных ее звеньев, их взаимодействие, сочетание малых и больших, индивидуальных и массовых форм физкультурно-спортивной работы, связи с родительской общественностью, дополнительным образованием, мониторинг результатов; обновление содержания, методов и форм работы; может включать опытно-экспериментальную деятельность и т.д. Планируемые виды деятельности учащихся в такой модели могут включать занятия баскетболом, волейболом и т.п. Формы занятий - уроки, школьные спортивные секции, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья и др.), спортивные соревнования и т.д.
Ведущие источники отбора содержания экологического образования в начальной школе - творчество народов России, мира; образцы экологической культуры, носителями которых являются герои сказок, легенд, художественных произведений; педагогически адаптированные научные знания.
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся, а также методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся разрабатываются образовательным учреждением на основе Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, входящей в примерную основную образовательную программу начального общего образования.
В качестве критериев эффективности реализации Программы на ступени начального общего образования можно рассматривать овладение обучающимися такими умениями как:
следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям), самостоятельно планировать его;
сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым, принимать ее;
оценивать соответствие мотива и результата поведения с позиции экологической культуры, взаимосвязи здоровья человека и здоровья природы.
Для отслеживания достижения планируемых результатов в части экологической грамотности и формирования элементов экосистемной познавательной модели у обучающихся целесообразно использовать методику и инструментарий, предусмотренный и примерными программами по отдельным учебным предметам. Для осуществления мониторинга готовности обучающихся к соблюдению правил экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни целесообразно применять педагогическое наблюдение в специально моделируемых ситуациях. Для неперсонифицированного мониторинга формирования мотивационно-ценностной сферы личности можно использовать имеющийся психологический инструментарий - проективные методики, опросники, тесты.
В целях оказания методической помощи завучам, учителям начальной школы, педагогам-психологам по реализации Программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая входит в содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренной ФГОС НОО, целесообразно укомплектовать фонды школьных библиотек библиотечкой "Экология. Здоровье. Безопасность жизни" (далее - библиотечка) для начальной школы.
Литература, включенная в состав библиотечки, разработана ведущими специалистами Российской академии образования совместно с "Научным центром проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Учебные материалы прошли многолетнюю опытно-экспериментальную проверку в образовательных учреждениях шести субъектов Российской Федерации.
Библиотечка включает новый тип учебно-методических материалов, которые разработаны в соответствии с новой моделью экологического образования как образования для устойчивого (сбалансированного) развития.
Особенности учебно-методических материалов библиотечки
1. Построены в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе учебных задач и критериального оценивания результатов, имеют воспитательную направленность, развивают умение рефлексии.
Реализуют социально ориентированную модель школьного экологического образования (содержательные линии: учусь экологическому мышлению; учусь управлять собой, или моя экологическая культура; учусь действовать, или мои экологические проекты) на межпредметном - естественно-научном и гуманитарном содержании.
Проблемы экологии рассматриваются во взаимосвязи с общекультурными, экономическими и социальными вопросами. Обеспечивается приоритетность содержательных линий социальной экологии и экологии человека через социокультурные практики и социальные проекты (в т.ч. детско-взрослые).
Решается задача социализации сознания учащихся. Актуальность решения этой задачи связана с тем, что проблемы низкой экологической безопасности экономической продукции, экологические катастрофы связаны в основном не с техническим, а с личностным фактором, с сознанием людей.
2. Моделируют реальные жизненные ситуации, решение экологических проблем которых требует развития и применения универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС общего образования.
Задача формирования стереотипов экологически безопасных решений и действий реализуется через ситуативное обучение - обучение в проблемных жизненных ситуациях. Любая жизненная ситуация может быть рассмотрена как экологическая, то есть с учетом ее последствий для окружающей среды, здоровья человека. Экологические ситуации возникают в жизни ребенка постоянно и связаны с его ведущей деятельностью - учебой, общением, образом жизни. (Делает ли он домашние уроки, общается ли по телефону - возникают проблемы взаимоотношений, взаимовлияний человека и его окружения - природного, социального, технического...). Выбирая вариант поведения в жизненных экологических ситуациях, ребенок приобретает опыт ценностного выбора, принятия решения и действий в разных социальных ролях - ученика, партнера, члена семьи, гражданина, учится управлять собой. Академик Н.Н. Моисеев повторял: "Прежде чем управлять природой, надо научиться управлять собой, своим поведением, своими действиями".
3. Впервые решают задачу формирования индивидуально эффективного стиля учения и общения, умений соорганизации здоровьесберегающей персональной образовательной среды.
Базовыми для становления у субъекта экологически ориентированного поведения в социоприродной среде являются умения учиться, общаться, сотрудничать, действовать экологически безопасно в стереотипных и новых жизненных ситуациях, готовность учиться всю жизнь. Системообразующим началом учебно-методических материалов является последовательность и преемственность развития у учащихся на межпредметной основе общеучебных умений: рефлексии, анализа своей деятельности, ее оценки, прогноза последствий, моделирования, проектирования, самоорганизации.
4. Обладают коррекционно-развивающим эффектом. Снижают затраты времени школьного психолога на диагностику и коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
5. Организуют координацию школьного экологического здоровьесберегающего воспитания в семье и включают в свой состав: рабочие тетради и дневник для учащихся; методические рекомендации для учителей, психологов, логопедов, школьных врачей; хрестоматию для семейного чтения советы для родителей о партнерстве школы с семей учащихся. Впервые экологического образования интегрировано с организуемым школой семейным экологическим воспитанием. Решение этой задачи обеспечивается структурой комплекта. В комплект входят брошюры для родителей по разным вопросам экологического и здоровьесберегающего воспитания ребенка, учебное пособие и методические рекомендации к рабочим тетрадям и организации партнерства с семьей для педагогов.
Варианты реализации:
учебные модули для обязательных учебных предметов на ступени начального общего образования;
учебные предметы, курсы экологии и здоровья, входящие в часть, формируемую участниками образовательного процесса;
курсы внеурочной деятельности экологической проблематики, в том числе проектной.
Учебно-методические материалы в перспективе обеспечивают непрерывный характер экологического образования и рассчитаны на предшкольную подготовку, начальное, основное и среднее (полное) общее образование. В настоящее время учебно-методические материалы обеспечивают два этапа экологического образования: предшкольная подготовка и начальное общее образование. Это курс "Учусь учиться" (дошкольники, 1- 4(5) классы)
В отличие от обязательных учебных предметов, где традиционно обучают читать, писать, считать, познавать окружающий мир, на занятиях "Учусь учиться" у детей целенаправленно формируется личный опыт применять умения учиться, общаться, организовывать свою работу не только применительно к учебному предмету, но и к реальным жизненным ситуациям - в школе, семье, на улице. Это значительно повышает самостоятельность, безопасность и успеваемость ребенка.
Каждый ребенок талантлив. Но буквально у каждого в школе могут быть те или иные проблемы с учебой, общением или поведением. Чтобы не загубить желание ребенка учиться, ему необходима своевременная и грамотная помощь в преодолении его учебных затруднений. Такую помощь вместе с учителем должны совместно оказывать школьный психолог и родители. С этой целью данные учебно-методические материалы, наряду с рабочей тетрадью для ученика, содержат специальный "комплект сопровождения" - пособия для учителя, школьного администратора, психолога, медика и для родителей.
Занятия с использованием комплекта "Учусь учиться" имеют выраженную развивающую и воспитательную направленность. В ненавязчивой форме дети оказываются в учебных ситуациях выбора, когда нужно задуматься, что такое добро, милосердие, настоящая дружба. Принимая решение, они развивают опыт выбора нравственного поведения.
Как раскрыть у каждого ребенка его способности? Курсы внеурочной деятельности экологической направленности ставят задачи развития у каждого ребенка успешного для него индивидуального стиля учебы, общения, жизнедеятельности. "Как составить индивидуальную программу развития и саморазвития ребенка" - одно из ключевых пособий в этом комплекте по вопросам здоровьесбережения детей в процессе школьного образования.
Методические пособия предлагают также методические подходы к проведению занятий в форме игр, тренингов, экскурсий.
Вопросы и консультации по учебно-методическим материалам библиотечки по телефону +79169356541 и E-mail: ecokulture@bk.ru, Захлебный Анатолий Никифорович, руководитель лаборатории экологического образования Российской академии образования.
Состав школьной библиотечки "Экология. Здоровье. Безопасность жизни"
1. Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
2. Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. - М: Образование и экология (в редакционной подготовке).
3. Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы "Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни". - М: Образование и экология (в редакционной подготовке).
4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М.: Образование и экология. 2010. - 140 с.
5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие - М.: Образование и экология. 2012. - 72 с.
6. Дзятковская Е.Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы: Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М.: Образование и экология. 2009. - 56 с.
7. Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы: Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М.: Образование и экология. 2011. - 32 с.
8. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома: Книга для педагогов и родителей. Изд-ние второе, перераб. - М.: Образование и экология, 2012. - 40 с.
9. Теория и практика современного экологического образования в школе/Сост. А.Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М.: Образование и экология. 2012. - 160 с.
10. Дзятковская Е.Н. УМК "Экологическая культура: здоровье и безопасность жизни" (Рабочие тетради для уч-ся 1, 2, 3, 4 класса, методические рекомендации). - М.: Образование и экология. 2012.
11. Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы*: Комплект научно-методического журнала 2000-2012 годы. - М.: Образование и экология.
______________________________
* Журналы в комплект библиотечки не входят. Содержание номеров журнала дано в CD хрестоматии, входящей в комплект библиотечки.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2012 г. N 03-470 "О методических материалах" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.