Во исполнение пункта 12 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р, в целях распространения во всех субъектах Российской Федерации эффективных моделей социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамент направляет для использования в работе информацию о деятельности Минобрнауки России в этой сфере, а также о реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Право ребенка на семью", на территории 11 субъектов Российской Федерации.
Приложение: на 11 л.
Заместитель директора департамента |
И.И. Романова |
Информация по исполнению пункта 12
плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
В рамках своих полномочий Минобрнауки России в соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации было разработано Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 и вступило в силу с 1 сентября 2015 года.
Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей, основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.
К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
Организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся, в том числе:
психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;
оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Кроме того, помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В 2014 году Минобрнауки России направило подробные методические рекомендации по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей (письмо от 1 сентября 2014 г. N ВК-1851/07), содержащие в том числе и рекомендации по вопросам социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот.
Указанные виды деятельности организаций для детей-сирот также являлись предметом рассмотрения и обсуждения на ежегодных Всероссийских съездах руководителей организаций для детей-сирот, которые прошли в 2013 г. в Москве, в 2014 г. Сыктывкаре, в 2015 г. в г. Самаре. В 2016 г. такой съезд пройдет в Москве.
Кроме того, Минобрнауки России в рамках реализации проекта ФЦПРО на 2016-2017 годы "Разработка и внедрение технологий социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения выпускников таких организаций" предусмотрена разработка модельной программы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве; технологии сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации; дополнительных общеобразовательных программ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, помещенных в организации для детей-сирот социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни.
Разработка и реализация эффективных моделей социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), "Право ребенка на семью", на территории 11 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Ставропольский край, Вологодская, Калужская, Костромская, Курская, Самарская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области и г. Москва) посредством реализации региональных инновационных социальных программ на основе соглашений с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), а также инновационных социальных проектов на основе договоров с государственными и муниципальными учреждениями, российскими некоммерческими организациями (далее - проекты).
Вся система постинтернатного сопровождения включает в себя комплекс мероприятий, которые направлены на социально-правовую работу по защите прав и законных интересов воспитанников и правовое просвещение; медико-психологическое сопровождение ребенка; формирование позитивных социальных навыков через систему жизнедеятельности самой организации для детей-сирот (организация быта, приближенного к домашнему, функционирование семейных групп), программу воспитательной деятельности, программы дополнительного образования; развитие социально-бытовых навыков; профориентационную деятельность и воспитание готовности к производительному труду.
В субъектах Российской Федерации реализуются различные модели социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: модель сопровождения на базе центра постинтернатной адаптации; модель сопровождения при организации полунезависимого проживания на базе социальной гостиницы; модель сопровождения как продолжение работы интернатного учреждения (кураторство); модель организации индивидуального сопровождения с привлечением института наставничества и др.
Одной из наиболее приоритетных признается модель сопровождения на базе центра постинтернатной адаптации, так как она позволяет максимально оптимизировать деятельность различных субъектов по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.
К направлениям деятельности такого центра относится предоставление методической, социальной, консультационной и иной помощи (установление социальных и родственных контактов, приобретение социально-бытовых навыков) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Так, например, в Ставропольском крае был создан центр сопровождения выпускников детских домов края на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж".
Работа центра сопровождения выпускников детских домов Ставропольского края организована по следующим направлениям: социально-психологическая диагностика выпускников с целью выявления проблем в их интеллектуальном развитии, общении, поведении и уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе; оказание социально-педагогической, правовой и психологической помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, в решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях, в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжении обучения в соответствии с интересами и склонностями; разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; привлечение к решению вопросов социальной адаптации выпускников представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений (здравоохранения, образования, занятости и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений; организация организованной занятости, досуга и отдыха выпускников.
В центре реализуются различные программы, направленные на адаптацию к обучению первокурсников из числа выпускников детских домов; на работу с молодыми семьями из числа выпускников детских домов; на работу по созданию условий трудоустройства выпускников коррекционных групп совместно с работодателями и др.
Службой по трудовой адаптации в тесном сотрудничестве с центром труда и занятости созданы условия для активного включения безработных выпускников в их трудоустройство. Проведены индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.
Кроме того, работа с выпускниками включает профилактику правонарушений, как основную задачу воспитательного процесса, разъяснение прав и обязанностей граждан при контактах с правоохранительными органами.
В результате проводимой работы специалистами центра в 2011-2013 годах была оказана необходимая помощь 680 воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В Тамбовской области было создано 5 центров постинтернатного сопровождения на базе ТОГБОУ "Детский дом им. А.В. Луначарского" г. Рассказово; ТОГБОУ "Заворонежский детский дом"; ТОГБОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Приют надежды"; ТОГБОУ "Татановский детский дом"; ТОГБОУ "Общеобразовательная школа-интернат N 1" г. Тамбова.
Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекались различные структуры: учреждения здравоохранения, образования, коммунальные службы, правоохранительные органы, социальные службы; органы исполнительной власти и местного самоуправления, учреждения культуры и спорта. На сопровождении в 2011-2013 годах в центрах находилось 939 выпускников.
Работа по постинтернатной адаптации выпускников строилась по следующим основным направлениям: защита социальных прав; юридическая защита; трудовая адаптация, профориентация; психологическая помощь; поддержка молодых родителей и матерей-одиночек; содействие в образовательном и интеллектуальном развитии; создание среды позитивного общения; информационно-просветительская деятельность; организационно-методическая деятельность.
Для успешной трудовой адаптации воспитанников проведены занятия по профессиональному самоопределению, экскурсии на предприятия, встречи с представителями учебных заведений. Работа проведена в сотрудничестве с центрами занятости населения городов и районов области, которыми оказана помощь в трудоустройстве 261 выпускника.
В Курской области создана региональная сеть служб сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в состав которой входит отделение (центр) психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. Работа по сопровождению выпускников организована в каждом муниципальном районе и городском округе Курской области. В 2011-2014 гг. на сопровождении специалистов региональной сети состояло 1392 выпускника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С каждым из выпускников был заключен договор на сопровождение и закреплен постинтернатный куратор, который оказывал практическую помощь выпускнику в дальнейшем жизнеустройстве, контролировал его социальную адаптацию до момента полного решения всех проблем, привлекал к работе с выпускником членов рабочей группы, в состав которой входят, в том числе специалисты органов опеки и попечительства, учреждений образования, социального обслуживания.
Результатами работы специалистов региональной сети с выпускниками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из их числа являлось: формирование психологической готовности выпускника к решению социальных задач, освоению различных социальных ролей; осознание и принятие принципов здорового образа жизни как основы социального, профессионального и творческого успеха; овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для решения различных социально-бытовых проблем; формирование правовой и экономической грамотности.
В рамках постинтернатной адаптации выпускников специалистами отделения (центра) психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений проводились занятия "Школы молодых родителей" с целью формирования ценности семьи и семейных отношений; повышения информированности о психологических, медицинских, правовых и экономических аспектах семейной жизни; подготовки выпускников к выполнению родительских обязанностей; формирования навыков по уходу за ребенком; профилактики девиантного материнства и вторичного сиротства. Занятия посещали и молодые родители (121 человек), в основном - это одинокие мамы из числа бывших воспитанниц интернатных учреждений. Кроме того, специалисты центра проводили работу по социальной адаптации лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся из мест лишения свободы. На сопровождении состояло 33 чел. данной категории.
Другая модель сопровождения выпускников представляет собой обеспечение возможности временного проживания в специализированных структурных подразделениях (социальных гостиницах), созданных на базе организаций образования, социального обслуживания. Данная модель применяется для работы с выпускниками, нуждающимися в социальной реабилитации или находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Проводится их социально-психологическая реабилитация и адаптация, а также оказывается содействие в их дальнейшем жизнеустройстве.
Так, в Республике Башкортостан на базе частного образовательного учреждения Детский университет в 2014-2015 гг. была создана и функционировала социальная служба с бесплатной социальной гостиницей по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов.
В основном в гостинице проживали выпускники детских домов, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не имеющие жилья, а также обучающиеся в учебных заведениях, где нет общежития. В рамках работы службы проходили занятия по социально-трудовой реабилитации, включая участие детей в мастер-классах по декоративно-прикладному творчеству в учебно-производственных мастерских Детского университета. В процессе занятий они получили представление о работе швейного производства и ремесленной мастерской ручной росписи по дереву, познакомились с профессиями данных отраслей.
При Детском университете работали подготовительные курсы на факультете довузовской подготовки Национального университета "Высшая школа экономики". Преподаватели курсов проводили индивидуальные репетиторские занятия со воспитанниками-старшеклассниками. Психологами Детского университета в процессе занятий проводилось профориентационное тестирование и беседы с ребятами о профессиях, которые они хотели бы избрать.
В Ставропольском крае были созданы социальные гостиницы на базе санаторного детского дома N 12, детского дома N 10, государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида", г. Невинномысск. В 2011-2013 гг. в социальных гостиницах было предоставлено временное проживание 122 выпускникам интернатных учреждений.
Деятельность специалистов социальных гостиниц была направлена на защиту прав и законных интересов воспитанников: взаимодействие с органами опеки и попечительства в жизнеустройстве выпускников; решение жилищного вопроса; трудоустройство; подготовка к самостоятельной и семейной жизни и др.
Еще одна модель социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает организацию индивидуального сопровождения с привлечением института наставничества.
Наставничество - это волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска, в его обязанности входит помощь подростку советом и делом, содействие в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).
Так, например, в Костромской области на базе ГОКУ детский дом N 1 проходило внедрение технологии наставничества, как инструмента повышения эффективности сопровождения выпускников детского дома. Воспитанникам предвыпускного года и выпускникам оказывалась поддержка и помощь с целью максимального развития личности, способностей, умений, а также профессионального самоопределения.
Специалистами была разработана программа "Шефство над ребенком", основная цель которой заключается в том, чтобы у каждого воспитанника появился старший товарищ, к которому можно обратиться за советом, помощью и поддержкой в трудных ситуациях. Указанная методика реализовывалась в двух формах: дружеское кураторство - 12 студентов института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова проводили различные мероприятия с воспитанниками (спортивные состязания, лагерные сборы, конкурсы, другие культурно-досуговые мероприятия); наставничество в жизни - 12 педагогов из числа сотрудников детского дома разрабатывали индивидуальные планы сопровождения выпускника, которые включали основные виды деятельности, необходимые для решения определенной проблемы выпускника, сроки их осуществления, формы контроля. Такая форма взаимодействия воспитанника и выпускника предусматривали взаимную ответственность сторон за достигнутый результат.
В Ульяновской области молодежной общественной организации "Молодежный инициативный центр" была создана экспериментальная социальная служба - гостиная "Точка опоры". Предмет деятельности службы - предоставление услуг по социальной (постинтернатной) адаптации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 20 лет.
Служба проводила мероприятия с 158 детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, направленные на профессиональное становление представителей целевой группы, получение навыков и знаний, которые помогут облегчить процесс адаптации к взрослой жизни после выпуска.
Одной из форм работы данной службы являлась формирование группы наставников из числа представителей бизнеса, общественных организаций, представителей власти. Наставники проводили презентации профессий (работа строителя, слесаря, медсестры, механика), мастер-классы по составлению резюме и поиску работы, рассказали ребятам о личных стратегиях развития и построения карьеры.
Внедрение эффективных моделей социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством реализации инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации и проектов государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций, поддержанных Фондом, позволяет осуществлять более качественную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска; обеспечивать межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество в решении проблем социальной адаптации выпускников.
Заместитель директора Департамента |
И.И. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доведена информация об исполнении плана мероприятий на 2015-2017 гг. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Так, с 1 сентября 2015 г. введено в действие Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей. Указаны в т. ч. виды деятельности таких организаций.
Отмечено, что в регионах реализуются различные модели социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идет, в частности, о сопровождении на базе центра постинтернатной адаптации; об организации полунезависимого проживания на базе социальной гостиницы; о привлечении института наставничества.
Одной из наиболее приоритетных признается модель сопровождения на базе центра постинтернатной адаптации, так как она позволяет максимально оптимизировать деятельность различных субъектов по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.
Проанализирована практика регионов.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N 07-1255 "О положительном опыте реализации моделей социализации детей-сирот"
Текст письма официально опубликован не был