Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 135864-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Н.В. Коломейцевым, Д.А. Парфеновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается предоставить инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов независимо от нуждаемости в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации.
Проектом вносятся соответствующие изменения в статьи 39.3, 39.5, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В связи с этим обращаем внимание на следующее.
Проектируемый подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (статья 2 проекта) является излишним, так как право на аренду без торгов распространяется на всех граждан, имеющих право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 39.14 ЗК РФ в случае, если допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель, и реализация такого права осуществляется однократно. По этой же причине излишним является проектируемый пункт "в" статьи 17.1 (статья 1 проекта).
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение, пользование и распоряжение земельными участками в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ ограничение гражданских прав (в том числе права собственности) возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В связи с этим, а также учитывая, что право на бесплатное получение земельного участка в собственность может быть связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, проектируемое ограничение права собственности "без права продажи в течение 5 лет со дня регистрации права собственности" (статья 1 проекта) нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обосновании.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.