Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 179671-7 "О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 179671-7 "О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (далее - Протокол), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 мая 2017 года.
Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (далее - Соглашение по ТРИПС), входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации, устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности.
Протокол принят решением Генерального совета Всемирной торговой организации (WT/L/641) в Женеве 6 декабря 2005 года (далее - Решение). В соответствии с пунктом 2 Решения и на основании пункта 3 Протокола он был открыт для принятия государствами - членами ВТО до 1 декабря 2007 года. При этом решением Генерального совета от 30 ноября 2015 года (WT/L/965) срок принятия членами ВТО продлен до 31 декабря 2017 года. Государства - члены ВТО, которые до настоящего времени не приняли решение о принятии Прокола, должны сделать это не позднее 31 декабря 2017 года.
Протокол предусматривает дополнение Соглашения по ТРИПС статьей 31bis и приложением, определяющими расширенное применение механизма принудительных лицензий для членов ВТО на производство воспроизведенных лекарственных препаратов для экспорта и в случае необходимости воспользоваться иммунитетом на оспаривание своих действий другими членами ВТО.
Преимущества от практического применения механизма заключаются в возможности предоставления права членам ВТО с недостаточными мощностями по производству лекарственных средств обращаться к другому члену ВТО в случае чрезвычайной ситуации за помощью в обеспечении государства необходимым количеством лекарственных препаратов. При этом член, согласившийся оказать такую помощь, получает право использовать принудительную лицензию для создания воспроизведенного лекарственного средства с целью его дальнейшего экспорта в нуждающееся государство при соблюдении ряда ограничительных требований.
Указанный механизм может быть использован не только наименее развитыми странами, но и любым членом ВТО, отвечающим требованиям для импортирующего члена ВТО в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 Приложения к Соглашению по ТРИПС, производственные мощности которого в фармацевтическом секторе удовлетворяют критериям, установленным Дополнением к Приложению к Соглашению по ТРИПС.
В случае чрезвычайной ситуации в стране или других обстоятельств крайней необходимости, таких как острый дефицит лекарственных средств при борьбе с эпидемиями, указанный механизм может быть использован Российской Федерацией для импорта дорогостоящих лекарственных средств, которые могут быть произведены другим членом ВТО для России по принудительной лицензии по запросу.
Вместе с тем Российская Федерация может в случае необходимости обеспечить возможность экспорта воспроизведенных лекарственных препаратов для поставки нуждающимся государствам по доступной для них цене в целях борьбы с эпидемиями.
Протокол вступил в силу 23 января 2017 года для присоединившихся к нему членов Всемирной торговой организации. В соответствии с указанным пунктом изменения вступают в силу после принятия таких изменений двумя третями членов ВТО (110 из 164). По информации Министерства экономического развития Российской Федерации, по состоянию на июнь 2017 года к Протоколу присоединились 115 членов ВТО (среди них ЕС, США, Швейцария, Индия, Канада, Норвегия, Турция, Китай, Египет, Австралия, Япония, Израиль).
Протокол подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как исполнение Протокола потребует внесения изменений в статью 1362 Гражданского кодекса Российской Федерации в части возможности предоставления принудительной лицензии в целях производства запатентованных лекарственных препаратов для последующего экспорта.
В представленном финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что реализация не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять Протокол об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.