Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 181076-7 "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 181076-7 "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче" (далее - Конвенция), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 мая 2017 года.
Конвенция подписана в городе Москве 15 марта 2016 года в целях создания правовой базы двустороннего российско-марокканского сотрудничества по вопросам выдачи (экстрадиции). Правовая взаимопомощь относительно выдачи правонарушителей является одной из важнейших составляющих международной борьбы с преступностью.
В соответствии с положениями Конвенции Стороны обязуются выдавать по запросу друг друга лиц для уголовного преследования или исполнения приговора за преступления, влекущие выдачу. Согласно части 1 статьи 2 Конвенции под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Центральными органами, назначенными Сторонами и уполномоченными осуществлять функции, предусмотренные в настоящей Конвенции, являются: с российской стороны - Генеральная прокуратура Российской Федерации, с марокканской стороны - Министерство юстиции и свобод (Управление по уголовным делам и помилованию).
В Конвенции подробно рассматривается вопрос о требованиях, предъявляемых к составлению запроса о выдаче, порядке его направления, процессуальных гарантиях выдаваемого лица.
Конвенцией регламентируются вопросы об условиях выдачи, а также критериях и основаниях для отказа в ней. Так, Конвенцией предусмотрена невыдача собственных граждан (пункт a) части 1 статьи 3), что в полной мере согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству (часть 1 статьи 61). В соответствии с Конвенцией выдача не производится и в том случае, если преступление, в связи с которым она запрашивается, подлежит наказанию в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны, за исключением случаев, когда эта Сторона предоставит достаточную, по мнению запрашиваемой Стороны, гарантию, что к лицу, выдача которого запрашивается, не будет применена смертная казнь (статья 4).
Выдача не производится, когда запрашиваемая Сторона имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или наказания лица по признакам расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или в связи с его политическими и иными убеждениями. Четко регламентированы категории преступлений, по которым исключается политический мотив.
По информации МИД России, внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Конвенции в силу, марокканской Стороной в настоящее время еще не завершены.
Конвенция подготовлена на основе имеющейся практики разработки подобных документов и в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Реализация Конвенции не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете федеральным государственным органам, участвующим в исполнении его положений. Ратификация Конвенции будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.