В соответствии с пунктом 13 Комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 72-р, Минобрнауки России направляет информацию о распространении лучшего опыта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
|
В.Ш. Каганов |
Информация
о лучшем опыте органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями
В Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями является одной из мер по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение детей-сирот жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) также установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и предоставляются за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2007 года в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год предусматривается объем субсидий на софинансирование указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление субсидий направлено не на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме от имеющейся потребности за счет средств федерального бюджета, а на стимулирование регионов к исполнению их собственных расходных обязательств в приоритетном порядке. Организация работы по ликвидации сложившейся в течение длительного времени задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот должна осуществляться на системной основе за счет средств региональных бюджетов.
В 2016 году в целях распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений Минобрнауки России Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" предусмотрено 6 902,85 млн рублей.
В 2016 году, по данным субъектов Российской Федерации, на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями израсходованы бюджетные ассигнования в объеме 25 039,8 млн рублей, из них:
за счет субсидии из федерального бюджета - 6 610,0 млн рублей (95,76% от общей суммы субсидий);
за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 18 429,8 млн рублей.
В рамках осуществления Минобрнауки России контроля за расходованием средств, выделенных из федерального и региональных бюджетов на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, установлено, что в целом субъектами Российской Федерации выполнены обязательства о достижении значения показателя результативности использования субсидии из федерального бюджета, предусмотренные соглашениями между Минобрнауки России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение).
77 субъектов Российской Федерации полностью выполнили обязательства по соглашениям и освоили средства субсидии из федерального бюджета в полном объеме.
В качестве положительного опыта организации работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в субъектах Российской Федерации Минобрнауки России полагает возможным отметить следующее.
В субъектах Российской Федерации осуществляется информирование граждан по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот посредством использования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Например, в Республике Тыва, Свердловской области созданы онлайн-сервисы, отражающие актуальные сведения о списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Статьей 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 г. N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" в дополнение к предусмотренным пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ основаниям для признания факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых помещениях установлены случаи проживания в таких жилых помещениях лиц:
не являющихся членами семьи этих детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
бывших усыновителей этих детей-сирот, если усыновление отменено;
признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
имеющих судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья;
больных хроническим алкоголизмом, токсикоманией или наркоманией.
Данная норма обеспечивает возможность детей-сирот по достижении совершеннолетия избежать негативного воздействия на них вышеуказанных лиц, предоставляет возможность безопасной и независимой социализации, предупреждает попадание детей-сирот в противоправную среду.
Положительным опытом по организации работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в городе Москве является утверждение Плана обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на календарный год, в который на основании личного заявления включаются дети-сироты, достигшие возраста 17 лет, а также лица из числа детей-сирот. Формирование данного плана позволяет своевременно осуществить мероприятия по подбору необходимого объема жилой площади для своевременного предоставления жилья детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет.
Приоритетным является предоставление детям-сиротам вновь построенных жилых помещений в населенных пунктах с развитой инфраструктурой (транспортная доступность, наличие социальных учреждений и организаций - больницы, школы, детские сады, производственные предприятия, организации досуга и отдыха), обеспечивающей социализацию граждан из числа детей-сирот, поиск работы, проживание с детьми.
В целях обеспечения гарантий высокого качества жилых помещений, приобретаемых в целях последующего предоставления детям-сиротам, и исключения случаев предоставления некачественного жилья, на территории Омской области жилые помещения приобретаются на первичном рынке жилья. В государственных контрактах на приобретение жилых помещений для детей-сирот поставщиком устанавливаются гарантии качества на все конструктивные элементы жилых помещений и работы, выполненные им или по его поручению, на срок пять лет с момента подписания акта приема-передачи.
В Брянской области исполняется поручение Губернатора по приобретению жилья детям-сиротам преимущественно на первичном рынке жилья. В 2016 году из 284 предоставленных жилых помещений 177 приобретены в новых домах. Главы муниципальных образований активно взаимодействуют с застройщиками. При этом с целью социализации лиц данной категории в строящихся домах предусматривается выделение квартир и другим категориям граждан (молодые семьи, переселение из ветхого жилья). Смешанный состав лиц по категориям (не только дети-сироты, но и молодые семьи, граждане, переселяемые из аварийного жилищного фонда, малоимущие граждане, иные социальные категории), которым предоставляются жилые помещения в рамках одного многоквартирного дома или серии многоквартирных домов (либо домов блокированной застройки, индивидуальных жилых домов) представляет наилучший способ решения жилищной проблемы, поскольку обеспечивает более социализированный тип проживания, исключает анклавное (изолированное) предоставление жилых помещений в одном доме только детям-сиротам. Указанный способ организации строительства и предоставления жилья позволяет выбирать различные планировочные решения жилых помещений и комплексно развивать инфраструктуру населенных пунктов.
В Белгородской области приобретение жилья на вторичном рынке является исключительным случаем и производится по письменному заявлению ребенка-сироты в указанном им населенном пункте.
К жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам в Московской области Министерством образования Московской области рекомендовано муниципальным образованиям области применять, в частности, следующие требования: квартиры в домах-новостройках либо в домах последних лет постройки с низким процентом износа, улучшенной планировки. Требованием к месту расположения жилых помещений является наличие развитой инфраструктуры, образовательных и медицинских учреждений, возможность трудоустройства. Особое внимание должно уделяться качеству и безопасности строительства жилья для детей-сирот, поэтому требования к планировочным решениям и качеству жилых помещений должны особо учитываться при заключении государственных контрактов и договоров на их основе.
В субъектах Российской Федерации существует опыт приобретения жилых помещений для детей-сирот путем участия в долевом строительстве жилья. Планирование приобретения жилья для детей-сирот по модели долевого участия в строительстве должно осуществляться с учетом движения списков таких граждан и мониторинга сроков наступления публичного обязательства перед ними по предоставлению жилых помещений. Например, в Архангельской области в 2015 году в региональное законодательство были внесены изменения, позволяющие участвовать в долевом строительстве жилья с целью его последующего предоставления детям-сиротам (Закон Архангельской области от 18 декабря 2015 г. N 386-22-ОЗ "О внесении изменений в статью 46 областного закона "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями").
В указанных случаях необходимо осуществлять усиленный контроль за сроками строительства, поскольку от выполнения застройщиками своих обязательств зависит своевременность жилищного обеспечения детей-сирот, т.е. исполнение публичных обязательств перед гражданами определенной категории.
При участии в долевом строительстве в Ульяновской области заключаются государственные контракты с учетом основных характеристик областного бюджета на период 1-3 лет.
В Ярославской области проводится анализ предложений по жилым помещениям малоэтажного жилья эконом-класса, имеющих высокую степень готовности.
Следует отметить существующую, например, в Республике Татарстан практику строительства жилых домов с предоставлением земельного участка и надворных построек. Немаловажным достоинством индивидуальных домов является наличие земельного участка, на котором возможно заниматься подсобным хозяйством. Земельные участки лицам из числа детей-сирот предоставляются органами местного самоуправления на безвозмездной основе.
Аналогичная практика существует в Республике Бурятия, Белгородской, Курской областях и в других субъектах Российской Федерации.
На территории Забайкальского края с 2017 года при определении потребности в жилых помещениях ведется опрос среди детей-сирот о желании проживать в благоустроенной квартире либо в жилом доме с земельным участком.
Одним из вариантов решения проблемы обеспечения жильем является ремонт жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа по договору найма специализированного жилого помещения.
В целях обеспечения детей-сирот из бюджета Костромской области бюджетам муниципальных районов области предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий, связанных с ремонтом жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных районов Костромской области, для последующего предоставления их детям-сиротам и лицам из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 г. N 17-4370 "О наделении органа местного самоуправления городского округа Норильск государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрация г. Норильска наделена государственным полномочием по проведению ремонта муниципальных жилых помещений для детей-сирот. На осуществление передаваемого государственного полномочия бюджету городского округа Норильск предоставляется субвенция из краевого бюджета.
По данным мониторинга, проведенного Минобрнауки России в рамках комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 72-р, по состоянию на 1 января 2017 года остаются неисполненными 29 383 вступивших в силу судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, в том числе судебные решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, вынесенные до 1 января 2013 года.
В качестве положительного опыта следует отметить опыт Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по осуществлению ежемесячного информационного обмена со службой судебных приставов и Минстроем области по количеству находящихся на исполнении решений судов. Такое взаимодействие важно для определения источников и объемов финансирования мероприятий на исполнение судебных решений об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями.
В Хабаровском крае существует практика заключения с лицами, ранее относившимися к категории детей-сирот, мировых соглашений в целях изменения способа и порядка исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, вынесенных до 1 января 2013 года.
Исполнение обязательств путем замены способа исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений по договору социального найма (т.е. решений, вынесенных до 1 января 2013 г.) на денежную выплату на приобретение жилых помещений в собственность лиц из числа детей-сирот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, влечет прекращение исполнительного производства. На реализацию данного мероприятия в бюджете Хабаровского края в 2016 году было предусмотрено 53,9 млн рублей, что позволило заключить 31 мировое соглашение. В 2017 году на исполнение утвержденных судом мировых соглашений, заключенных с лицами из числа детей-сирот, планируется направить также 53,9 млн рублей. Такая практика может быть использована только в отношении взрослых лиц из числа детей-сирот, в отношении которых не был исполнен ранее предусмотренный порядок жилищного обеспечения по договорам социального найма, но не специализированного найма. Замена предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет на денежную компенсацию (выплату) для самостоятельного приобретения жилого помещения с учетом нового порядка, применяемого с 1 января 2013 г., недопустима.
В отдельных субъектах Российской Федерации при невозможности своевременного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда устанавливается ежемесячная компенсация оплаты найма (поднайма) жилого помещения (далее - компенсация).
Например, в Ненецком автономном округе компенсация предоставляется в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения (за исключением оплаты коммунальных услуг, иных обязательных платежей), но не более 15 000 рублей в месяц на семью из одного или двух человек и не более 20 000 рублей на семью, состоящую из трех и более человек. В 2016 году указанной компенсацией воспользовались 36 человек, что составляет треть от количества граждан, включенных в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В Воронежской области компенсация предоставляется в размере ежемесячной платы за жилое помещение, предусмотренной договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более 10 000 рублей в случае найма (поднайма) жилого помещения в городском округе город Воронеж и 5 000 рублей в случае найма (поднайма) жилого помещения в иных городских округах и муниципальных районах Воронежской области.
Компенсация предоставлялась, в том числе в Хабаровском крае, Вологодской, Владимирской, Ульяновской, Псковской, Тульской, Тюменской областях.
Реализуются мероприятия, направленные на предоставление дополнительных мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот, являющимся собственниками жилого помещения, в виде единовременной выплаты на ремонт жилого помещения.
Так, в период с января 2013 года по март 2017 года в Приморском крае осуществлен ремонт 31 жилого помещения на общую сумму 2 635 650 рублей. Во Владимирской области в 2016 году отремонтировано 14 квартир, находящихся в собственности лиц из числа детей-сирот. Размер единовременной денежной выплаты на ремонт жилого помещения в Воронежской области составляет 58 433,81 рублей. В Псковской области выплачивается материальная помощь в сумме, не превышающей 75 000 рублей. В 2016 году из бюджета Псковской области было выделено 1,9 млн рублей на проведение ремонта 24 жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и лицам из их числа. В Республике Тыва выделяется единовременная материальная помощь на текущий ремонт имеющегося закрепленного жилого помещения, принадлежащего детям-сиротам на праве собственности, в размере 50 000 рублей. В Свердловской области размер единовременной выплаты на проведение ремонта жилых помещений, единственными собственниками которых или сособственниками которых являются исключительно дети-сироты, составляет 100 000 рублей.
В результате проведенных ремонтных работ созданы комфортные условия для проживания лиц из числа детей-сирот. Реализация данной меры ведет к сокращению количества случаев установления фактов невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых являются указанные лица, и, как следствие, уменьшает количество лиц, подлежащих постановке на учет в целях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Для распространения в субъектах Российской Федерации может быть рекомендован опыт субъектов Российской Федерации, законодательством которых предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки в виде освобождения от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги детей-сирот на период их пребывания в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у опекунов (попечителей), в приемных семьях, а также лиц из числа детей-сирот на период обучения в образовательных организациях, пребывания на военной службе по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях. Такие дополнительные гарантии детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются, в частности, в Ленинградской, Псковской, Свердловской областях.
Согласно информации, представленной в Минобрнауки России, субъектами Российской Федерации в рамках осуществления контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами предпринимались следующие действия:
предотвращались незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений (в 2016 году предотвращено 549 незаконных сделок, в 2015 году - 136, в 2014 году - 74);
выселялись из жилых помещений бывшие члены семьи, лица, утратившие право пользования жилым помещением, посторонние лица, граждане, нарушающие нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением (в 2016 году - 368 таких случае выселения, в 2015 году - 505, в 2014 году - 312);
в 2016 году проводился ремонт 1421 жилых помещений, внутриквартирного оборудования (в 2015 году - 2021, в 2014 году - 1701 жилого помещения);
3228 жилых помещений в 2016 году были сданы в аренду (в 2015 году - 2 708, в 2014 году - 2 596);
в 2016 году осуществлено 19 расселений из коммунальных квартир лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (в 2015 году - 15).
Для постоянного управления недвижимым имуществом несовершеннолетних подопечных органами опеки и попечительства в 2016 году заключено с управляющими, определенными указанными органами, 922 договора о доверительном управлении таким имуществом (в 2015 году - 1 407).
Согласно информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2016 году произведено 144 принудительных обмена жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами по договорам социального найма (в 2015 году - 50, в 2014 году - 24).
Положительным опытом, по мнению Минобрнауки России, следует считать опыт по предоставлению детям-сиротам жилых помещений из освобожденного муниципального жилищного фонда.
В Новгородской области осуществляется включение жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям маневренного фонда в целях использования для временного проживания детей-сирот на период до предоставления им в установленном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Наличие маневренного фонда позволяет снизить социальную напряженность в вопросе обеспечения жильем детей-сирот.
Мониторинг целевого использования детьми-сиротами жилых помещений на протяжении срока действия договоров найма специализированных жилых помещений позволяет по истечении срока действия договора принять объективное решение о заключении с детьми-сиротами договора найма специализированного жилого помещения на новый срок, либо о заключении договора социального найма жилого помещения.
В городе Москве предусмотрено осуществление уполномоченной организацией совместно с Департаментом городского имущества города Москвы контроля за использованием и сохранностью детьми-сиротами жилых помещений, предоставленных им по договорам найма специализированного жилого помещения, в течение срока действия указанных договоров.
С целью осуществления контроля за использованием жилого помещения специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, а также контроля за жизненной ситуацией лиц из числа детей-сирот, являющихся нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда, Министерством образования и науки Удмуртской Республики утверждены примерные формы акта обследования жилищных условий и индивидуального плана работы с лицом из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также порядок и сроки их предоставления в министерство. По информации Министерства социального развития Пермского края, в каждом территориальном управлении министерства на период проживания в жилом помещении, которое предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения, за детьми-сиротами закрепляется специалист по сопровождению, который оказывает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической помощи, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Сопровождение осуществляется также путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению детей-сирот отражаются в индивидуальной программе.
В Оренбургской области функционирует межведомственная комиссия по контролю за соответствием жилых помещений, предоставленных детям-сиротам, требованиям законодательства Российской Федерации, которая осуществляет ежеквартальные выезды в муниципальные образования области с целью осмотра жилых помещений. При выявлении замечаний к качеству жилых помещений главам муниципальных образований направляются письма об их устранении.
Кроме того, Министерством социального развития Оренбургской области ежеквартально проводится анализ информации, представленной об использовании жилых помещений, предоставленных детям-сиротам. В случае несоблюдения условий договоров найма специализированных жилых помещений (неиспользование жилых помещений, порча имущества, приведение жилья в непригодное состояние), муниципальные образования области обращаются в суд с исками о выселении лиц из числа детей-сирот из предоставленных жилых помещений.
Данный положительный опыт субъектов Российской Федерации рекомендуется к распространению на территории Российской Федерации в целом.
Директор Департамента |
Е.А. Сильянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена информация о лучшем опыте органов исполнительной власти регионов по организации деятельности в сфере обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
В 2016 г. на на эти цели израсходованы бюджетные ассигнования в объеме 25 039,8 млн руб. В субъектах проводится информирование граждан по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В ряде регионов созданы онлайн-сервисы.
Проанализирована деятельность регионов по приобретению жилья детям-сиротам преимущественно на первичном рынке. Имеется опыт по предоставлению помещений из освобожденного муниципального жилищного фонда.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2017 г. N ВК-1172107 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был