Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 86-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям публичного акционерного общества "Сбербанк России" и общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" об оспаривании отдельных положений решения Совета народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области от 29 февраля 2016 г. N 11/3 по апелляционной жалобе Совета народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 27 февраля 2017 г., которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" Кочерги А.А., представителя общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" Ненашевой Л.А., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области от 29 февраля 2016 г. N 11/3 (далее - Решение N 11/3) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования г. Лакинск с приложением "Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Лакинск" (далее - Приложение).
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России") и общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (далее - ООО "Центральный рынок") обратились в суд с административными исковыми заявлениями, уточненными в ходе рассмотрения дела, о признании не действующими пунктов 4.3 и 4.5 Приложения в части установления ставок арендной платы для земельных участков с видами разрешенного использования "банковская и страховая деятельность" в размере 165 и "Рынки. Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м" в размере 75.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что размер оспариваемых ставок арендной платы установлен в отсутствие экономического обоснования, их применение привело к существенному увеличению арендных платежей, и нарушает права и законные интересы ПАО "Сбербанк России" и ООО "Центральный рынок" как арендаторов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования г. Лакинск.
Определением Владимирского областного суда от 11 января 2017 г. административные дела объединены в одно производство.
Решением Владимирского областного суда от 27 февраля 2017 г. заявленные требования удовлетворены. Пункты 4.3 и 4.5 названного приложения к Решению N 11/3 в оспариваемой части признаны не действующими со дня их принятия.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования г. Лакинска, исполняющий обязанности председателя Совета народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО "Сбербанк России", ООО "Центральный рынок" и прокуратура Владимирской области представили возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, относятся к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Как усматривается из материалов дела, Решение N 11/3 принято уполномоченным органом городского поселения в установленной форме, подписано главой муниципального образования (статьи 23, 28, 36, 37 и 40 Устава муниципального образования г. Лакинск, принятого решением Лакинского городского Совета народных депутатов от 17 мая 2006 г. N 94/11) и вступило в силу со дня его официального опубликования в полном объеме 15 апреля 2016 г. в газете "Доверие", N 29-А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) предусмотрен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Вместе с тем административным ответчиком в материалы дела не представлено каких-либо документов, подтверждающих, что при подготовке проекта Решения N 11/3 проводились указанные анализ и оценка экономических факторов. Представитель Совета народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области подтвердил в судебном заседании, что экономических расчетов для определения размера оспариваемых ставок не осуществлялось.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определены в названном размере без проведения анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и признал Решение N 11/3 недействующим в оспариваемой части как противоречащее требованиям актов большей юридической силы.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 27 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов г. Лакинска Собинского района Владимирской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 86-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был