Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 83-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кощенковой И.И. о признании недействующим в части Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от 24 апреля 2013 г. N 4-36-4 по апелляционной жалобе Кощенковой И.И. на решение Брянского областного суда от 13 февраля 2017 г., которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей административного истца - Бушуевой Л.В., Массаровой О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кощенкова И.И. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим пункт 2.1 раздела 2 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного решением N 4-36-4 Брянского районного Совета народных депутатов 24 мая 2013 г. "Об установлении арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе" (далее - Решение N 4-36-4), в части включения в формулу расчета размера годовой арендной платы дополнительного коэффициента функционального использования земельного участка (Кфи) и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка (Кп), а также пункт 2.3 и подпункт 3.2. пункта 3 приложения N 1 и пункт 1 приложения N 2 к названному Положению с момента принятия, то есть с 24 апреля 2013 г.
Решением Брянского областного суда от 13 февраля 2017 г. требования удовлетворены частично; признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 2.1 раздела 2 Положения о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет, утвержденного Решением N 4-36-4 в редакции решений от 26 июня 2013 г. N 4-39-3 и от 3 декабря 2013 г. N 5-3-20, в части включения в формулу расчета размера годовой арендной платы дополнительного коэффициента функционального использования земельного участка (Кфи) и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка (Кп); пункт 2.3 раздела 2; подпункт 3.2 пункта 3 приложения N 1; пункт 1 приложения N 2.
В апелляционной жалобе Кощенкова И.И., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда изменить в части определения момента признания недействующим нормативного правового акта и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Брянским районным Советом народных депутатов, Администрацией Брянского района, Правительством Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены возражения.
Представители Брянского районного Совета народных депутатов, Администрации Брянского района Брянской области, Правительства Брянской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
От Брянского районного Совета народных депутатов, Администрации Брянского района поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что между Поляковым С.И. и Администрацией Брянского района заключен договор от 10 мая 2012 г. N ... аренды земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 444 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 19 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: ... Срок действия договора установлен на десять лет.
Также между Поляковым С.И. и Администрацией Брянского района заключен договор от 10 мая 2012 г. N ... аренды земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 325 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 19 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: ... Срок действия договора установлен на десять лет.
Земельные участки предоставлены для размещения торгового павильона.
Договора аренды зарегистрированы в установленном законом порядке 21 июня 2012 г.
Между Поляковым С.И. и Кощенковой И.И. 4 сентября 2012 г. заключены договора уступки прав по договорам аренды от 10 мая 2012 г. N ... и N ..., согласно которым Поляков С.И. передал все свои права и обязанности по договорам, заключенным с администрацией Брянского района Брянской области, Кощенковой И.И.
Брянский районный Совет народных депутатов 24 апреля 2013 г. принял Решение N 4-36-4, которым утверждено Положение о размерах арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Брянского района, условиях и сроках ее внесения в местный бюджет. Приложением N 1 к названному Положению утверждены коэффициенты функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых в аренду и расположенных на территории Брянского района, а приложением N 2 - установлены значения коэффициента Кп.
Решение N 4-36-4 опубликовано 24 мая 2013 г. в газете "Деснянская правда", N 40 (8618).
В соответствии с решением Брянского районного Совета народных депутатов (далее - районный Совет) от 26 июня 2013 г. N 4-39-3 "О внесении изменений и дополнений в решение Брянского районного Совета народных депутатов от 24.04.2013 N 4-36-4 "Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе", пункт 2.3 Положения и приложение N 1 Положения изложены в новой редакции, а в соответствии с решением районного Совета от 3 декабря 2013 г. N 5-3-20 "О внесении изменений и дополнений в решение Брянского районного Совета народных депутатов от 24.04.2013 N 4-36-4 "Об установлении размера арендной платы за использование земельных участков в Брянском районе" пункт 3.1 прилагаемого к решению Положения изложен в иной редакции; пункт 3.4 признан утратившим силу; строка 22* приложения N 1 положения изложена в иной редакции.
Решение N 4-39-3 опубликовано 10 июля 2013 г. в газете "Деснянская правда", N 54 (8632), а решение N 5-3-20 опубликовано 18 декабря 2013 г. в этой же газете, N 114 (8692).
Пунктом 2.1 Положения, утвержденного Решением N 4-36-4, в редакции от 3 декабря 2013 г., предусмотрено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Брянского района (далее - арендная плата), определяется по формуле: Ап = Кстоим х S (площ) х БСап х Кфи х Кп, где: Ап - размер арендной платы; Кстоим - кадастровая стоимость 1 кв.м арендуемого земельного участка; S (площ) - площадь арендуемого земельного участка (кв.м); Бсап - базовая ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или вида использования земельного участка (в процентах); Кфи - дополнительный коэффициент функционального использования земельных участков; Кп - корректирующий коэффициент, учитывающий площадь арендуемого земельного участка. Значения коэффициента варьируются в зависимости от площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения базовая ставка арендной платы в год устанавливается в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Пунктом 2.3 установлен дополнительный коэффициент функционального использования земельных участков (Кфи), учитывающий категорию арендаторов и вид использования земельных участков (приложение 1). Абзац второй данного пункта предусматривает, что указанный коэффициент применяется с момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства. Моментом ввода объекта в эксплуатацию следует считать дату подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства коэффициент Кфи необходимо применять по окончании срока, установленного разрешением на строительство (абзац третий). В случае отсутствия разрешения на строительство коэффициент Кфи применяется по истечении двух лет с момента выделения земельного участка. В отношении земельных участков, вид разрешенного использования которых исключает возведение объектов капитального строительства, указанный коэффициент применяется с момента предоставления земельных участков в аренду (абзац пятый).
Подпунктом 3.2 пункта 3 приложения N 1 к Положению установлено, что при использовании земельных участков, предназначенных для размещения объектов стационарной розничной торговли (торгово-промышленные центры, торгово-административные здания, магазины, павильоны, киоски, рынки, мини-рынки и др.), коэффициент функционального использования земельных участков, учитывающий вид разрешенного использования (земли населенных пунктов), равен 18,0.
Пунктом 2.4 Положения установлен корректирующий коэффициент Кп, учитывающий площадь арендуемого земельного участка (приложение 2).
В приложении N 2 к Положению для земельных участков площадью от 1 до 2000 кв.м значение коэффициента Кп определено равным 1,0.
Пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавший до 1 марта 2015 г.) предусматривал, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Абзацами 2 и 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшими до 1 марта 2015 г., предусмотрено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование названных земельных участков - органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Брянской области принято постановление от 7 декабря 2007 г. N 973 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", согласно пункту 1 раздела 2 которого размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами местного самоуправления или органами государственной власти, осуществляющими распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 1 Устава Брянского муниципального района Брянский муниципальный район - муниципальное образование, состоящее из 15 сельских поселений, объединенных общей территорией, в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 г. N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области", в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области, наделено статусом муниципального района.
Представительным органом Брянского муниципального района является Брянский районный Совет народных депутатов (статья 23 Устава), который по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Брянской области, данным Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района (статья 25).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 Устава в исключительной компетенции районного Совета находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Подпункт 30 пункта 2 статьи 24 Устава предусматривает, что районный Совет также осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами и законами Брянской области к компетенции представительных органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств довод административного истца об отсутствии у районного Совета полномочий на принятие оспариваемого решения отклоняется, вывод суда первой инстанции о том, что Решение N 4-36-4 с последующими изменениями принято уполномоченным органом в соответствии с действовавшим законодательством, в пределах предоставленных ему полномочий, в установленной форме, является правильным.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. N 582: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Указанные принципы являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Из названного постановления следует, что в соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установление оспариваемым Решением N 4-36-4 дополнительного коэффициента функционального использования земельных участков (Кфи) и корректирующего коэффициента, учитывающего площадь арендуемого земельного участка (Кп), в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Так, в отчете о научно-исследовательской работе "Разработка экономического обоснования корректирующих коэффициентов для исчисления арендной платы за пользование земельными ресурсами Брянского района", составленном кафедрой государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии и представленном административным ответчиком, приведено не экономическое обоснование расчета базовой ставки арендной платы и применения корректирующих коэффициентов, а указано на факт их установления. Указанный отчет составлен после утверждения оспариваемого нормативного правового акта и не принят во внимание при его разработке.
Кроме того, установление дополнительного коэффициента функционального использования земельных участков (Кфи), равного 18, и применяемого по истечении двух лет со дня предоставления земельного участка в случае отсутствия разрешения на строительство, не соответствует пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшему на момент принятия Решения N 4-36-4.
Данная норма предусматривала повышенную ставку арендной платы за нарушение сроков жилищного строительства с учетом социальной значимости этого вида деятельности и одного из приоритетных направлений социальной политики государства. Каких-либо иных повышенных платежей за земельные участки, предоставленные под строительство объектов недвижимости, не относящееся к жилищному, в случае превышения сроков строительства федеральное законодательство не содержало.
Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необоснованными доводы апелляционной жалобы Кощенковой И.И. относительно даты, с которой нормативный правовой акт признается недействующим.
Признание судом оспариваемой нормы недействующей с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При принятии решения суд учел разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, согласно которым, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемый нормативный акт применялся длительное время и в соответствии с его положениями были реализованы права субъектов земельных отношений, он обоснованно признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, данный нормативный правовой акт не может быть признан недействующим со дня его принятия, как ошибочно полагает заявитель апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда, от 13 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Коненковой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 83-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был