Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 74-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго" об оспаривании постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2015 г. N 336 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 год"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго" по доверенности Арутюновой О.Л., Гончарова В.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по доверенности Алексеевой С.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2015 г. N 336 (далее - Постановление N 336) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 г., которые содержат расходы 14 сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Республики Саха (Якутия), в том числе ПАО "Якутскэнерго", АО "ДВЭУК", ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Магистраль Беркакит".
Общество с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго" (далее также - ООО "Транснефтьэнерго", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании Постановления N 336 полностью не действующим с момента его принятия.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Транснефтьэнерго" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и на неправильное применение закона, подлежащего применению. В обоснование своих доводов податель жалобы указывает, что судом дана ненадлежащая оценка доводам Общества об ошибочном определении Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) (далее - Тарифный орган), в приложении N 1 к Постановлению N 336 суммы необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) сетевых организаций, учтённой при определении единых (котловых) тарифов на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 г. Так, имеется расхождение между суммой НВВ сетевых организаций, указанной в строке "Всего" и арифметической суммой НВВ сетевых организаций; не были учтены показатели НВВ в отношении таких сетевых организаций, как АО "ДВЭУК", ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Магистраль Беркакит". Данное обстоятельство повлекло возникновение у Общества обязанности по оплате услуг по передаче электроэнергии в 2016 г. по завышенным экономически необоснованным тарифам.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
При этом правовое регулирование услуг, оказываемых при помощи объектов электросетевого хозяйства, отнесённых к единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС), отличается от регулирования услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (далее - электрические сети ТСО).
Так, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии через электрические сети ТСО, а установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов, которым является Федеральная антимонопольная служба (положения пунктов 3 и 4 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктов 79 и 80 Основ ценообразования).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии - единые (котловые) тарифы устанавливаются на территории субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Саха (Якутия), в соответствии с предельными уровнями тарифов, утверждаемыми уполномоченным в области государственного регулирования тарифов федеральным органом исполнительной власти - ФАС России на каждый год.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2015 г. N 1342/15 утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2016 г.
В связи с превышением установленных на территории Республики Саха (Якутия) предельных максимальных тарифов оспариваемые тарифы в установленном порядке были согласованы с Федеральной антимонопольной службой, о чём издан приказ от 31 декабря 2015 г. N 1374/15. Обоснованность и законность указанного приказа подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 мая 2016 г. по делу N А40-63721/2016.
Как следует из пункта 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, устанавливаются с учётом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов для потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, находящейся в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая дифференцируется по уровням напряжения. В соответствии с пунктом 48 Методических указаний N 20-э/2 на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Судом первой инстанции установлено, что в таблице N 1 к приложению N 1 Постановления N 336 фактически учитывались НВВ четырнадцати сетевых организаций, в число которых вошли АО "ДВЭУК", ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Магистраль Беркакит", что подтверждено объяснениями представителя ответчика и протоколом заседания Правления ГКЦ PC (Я) от 30 декабря 2015 г. Это также следует из размера итоговой величины НВВ всех сетевых организаций, указанной в приложении N 1. При этом указание на двенадцать сетевых компаний является ошибочным.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что учёт НВВ ПАО "ФСК ЕЭС" в качестве территориальной сетевой организации является незаконным, поскольку Общество является организацией по управлению ЕНЭС. Как усматривается из материалов дела, НВВ ПАО "ФСК ЕЭС" не рассчитывались и не учитывались, затраты ПАО "ФСК ЕЭС" были учтены как составляющая в затратах ТСО АО "ДВЭУК". При этом обоснованность включения затрат АО "ДВЭУК", в частности расходов на содержание объектов электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК", которые ранее относились к ЕНЭС, в расчёт единого (котлового) тарифа установлена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2016 г. Необходимость и последствия включения таких затрат в расчёт единого (котлового) тарифа явились предметом совещаний федеральных органов исполнительной власти и согласованы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неверно определено НВВ ООО "Магистраль Беркакит" также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку, как усматривается из материалов дела, в оспариваемом постановлении допущена техническая опечатка, которая не повлияла на расчёт тарифа.
Доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна.
Указанные в жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда, в связи с этим они не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 74-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был