Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 5-АПГ17-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Московский завод электромеханизмов" (далее - ОАО "Московский завод электромеханизмов", Общество) на решение Московского городского суда от 13 декабря 2016 г., которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 6094 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей с 1 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя ОАО "Московский завод электромеханизмов" Чернышевой Е.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http:www.mos.ru и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Согласно пункту 6094 Перечня (в редакции, действовавшей с 1 января 2016 г.) здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1029, расположенное по адресу: г. Москва, Семеновская площадь, дом 7, корпус 15 (далее - спорное здание), общей площадью 4 054,6 кв.м, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ОАО "Московский завод электромеханизмов", являясь собственником названного выше здания, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 6094 Перечня, полагая, что спорное здание не соответствует требованиям статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит приведённым законоположениям и нарушает права Общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 13 декабря 2016 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "Московский завод электромеханизмов" просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности её доводов и законности обжалуемого судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает её подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Вместе с тем, с позицией суда о необоснованности заявленных требований Судебная коллегия согласиться не может, как основанной на неправильном применении норм материального права и не соответствующей фактическим обстоятельствам дела.
Отказывая в удовлетворении признания оспариваемой нормы недействующей, суд первой инстанции исходил из того, что спорное здание, как на дату утверждения Перечня на 2016 год, так и на дату наступления налогового периода, располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:56, вид разрешённого использования которого предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения, то есть соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и позволяет отнести названный объект к административно-деловому или к торговому центрам.
При этом суд первой инстанции констатировал, что по состоянию на 1 января 2016 г. спорное здание, как следует из материалов дела, располагалось в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:3812, имеющего статус "временный" с видом разрешённого использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида" (1.2.5, 1.2.9), сведения о котором 13 июля 2016 г. аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, и частично пересекало границы указанного выше земельного участка.
Однако изложенные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом о налоге на имущество организаций с 1 января 2014 г. на территории г. Москвы введён указанный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктами 1 и 2 статьи 1.1 поименованного Закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры общей площадью свыше 3000 кв.м и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. К таким объектам также отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Согласно материалам дела спорное здание, расположенное по адресу: г. Москва, Семеновская площадь, дом 7, корпус 15, кадастровый номер 77:03:0003017:1029, введено в действие в 1969 году, принадлежит административному истцу на праве собственности с 1999 года.
Как усматривается из договора долгосрочной аренды земельного участка, заключённого 31 августа 2007 г. между административным истцом и полномочным лицом Правительства Москвы, названное выше здание находится на земельном участке площадью 1 683 кв.м с кадастровым номером 77:03:0003017:117, целевое назначение которого - для эксплуатации административно-производственного здания - может быть изменено или дополнено исключительно на основании распорядительного акта полномочного органа власти города Москвы. Согласно Плану земельного участка, являющемуся составной и неотъемлемой частью договора аренды, спорное здание расположено в границах названного земельного участка.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:3812, имеющего такое же местоположение и площадь, как и земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003017:117, указан вид использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида (1.2.5, 1.2.9), дата внесения сведений - 24 апреля 2013 г. Сведений о временном статусе участка кадастровый паспорт не содержит.
Отсутствует информация о временном статусе названного земельного участка и в сообщении филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" от 21 сентября 2016 г., согласно которой этот земельный участок состоял на кадастровом учёте по состоянию на 1 января 2016 г.
Из письма первого заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы следует, что земельный участок, на котором расположено спорное здание, был сформирован в 2007 году с присвоением кадастрового номера 77:03:0003017:117, но сведения о нём в государственный кадастр недвижимости не передавались. Этот же земельный участок 24 апреля 2013 г. поставлен на кадастровый учёт с кадастровым номером 77:03:0003017:3812 на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13 октября 2011 г. N 4607 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Семёновская площадь, вл. 7, корп. 15 на кадастровой карте территории".
Согласно имеющемуся в материалах дела акту обследования N 9030346 фактического использования спорного здания по состоянию на 7 июля 2015 г., составленному Госинспекцией по недвижимости до принятия оспариваемой нормы, оно расположено на одном земельном участке, об изменении границ которого сведения отсутствуют.
Приведённые фактические обстоятельства, подтверждённые представленными в дело письменными доказательствами, свидетельствуют о том, что на момент включения спорного здания в Перечень оно располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:3812, имеющем вид использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида" (1.2.5, 1.2.9).
Таким образом, утверждение суда первой инстанции о расположении спорного здания на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:56, вид разрешённого использования которого предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения не соответствует фактическим обстоятельствам, в решении суда отсутствует обоснование такого вывода.
То обстоятельство, что 14 июля 2016 г. сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:3812 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости не может служить доказательством нахождения спорного здания на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:56, один из видов разрешённого использования которого является основанием для включения спорного здания в Перечень. Тем более, что в материалах дела отсутствуют данные о предоставлении административному истцу права пользования названным земельным участком. В судебном заседании 13 октября 2016 г. представитель административного ответчика показал, что земельные отношения на этот участок не оформлены.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 НК РФ), а также с учётом приведённых выше материалов дела Судебная коллегия считает, что сообщение начальника отдела подготовки сведений N 1 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" о пересечении объектом капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0003017:1029 частично земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:56, имеющего иной адрес (г. Москва, пл. Семеновская, вл. 7), чем у спорного здания: г. Москва, пл. Семеновская, вл. 7, корп. 15, полностью совпадающего с местоположением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:3812, не является безусловным доказательством законности включения указанного здания в Перечень.
Административный ответчик, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству большей юридической силы, не представил доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного здания в Перечень ввиду его нахождения на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого позволяет отнести это здание к общественно-деловому или торговому центу, как того требует налоговое законодательство.
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:3812, состоявшего на кадастровом учёте и на день принятия оспариваемой нормы, и по состоянию на 1 января 2016 г., также не мог служить основанием для принятия оспариваемой нормы ввиду следующего.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве до утверждения правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 данного Постановления в редакции 2011 года, действовавшей на момент включения спорного здания в Перечень, предусмотрено, что разрешённое использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания).
Методические указания к группе видов разрешённого использования 1.2.5 относят земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, к группе 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Между тем текстовое наименование вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:3812 "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида" не свидетельствует, что установленное разрешение предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также не совпадает с его числовым обозначением (1.2.5 и 1.2.9), поскольку не содержит указание на размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
С учётом изложенного Судебная коллегия считает, что спорное здание в нарушение требований налогового законодательства включено в Перечень, следовательно, обжалуемый судебный акт является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 308-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 13 декабря 2016 г. отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Московский завод электромеханизмов".
Признать не действующим с момента принятия пункт 6094 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей с 1 января 2016 г.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судья |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 5-АПГ17-34
Текст определения официально опубликован не был