Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 117-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Севастополя о признании недействующими в части пункта 1 статьи 1, пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 20 июля 2015 г. N 169-ЗС "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя" по апелляционной жалобе Законодательного Собрания города Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 20 декабря 2016 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Законодательного Собрания города Севастополя Близнюк Е.А., представителя врио Губернатора города Севастополя Черногоровой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Законом города Севастополя от 3 июня 2014 г. N 23-ЗС "О государственной гражданской службе города Севастополя" определён порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и установлено какие средства для выплаты предусматриваются при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов (часть 2 статьи 40).
20 июля 2015 г. принят Закон города Севастополя N 169-ЗС "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя" (далее - Закон N 169-ЗС), пунктом 1 статьи 1 которого приостановлено до 1 января 2017 г. действие приведённой выше нормы, пунктами 1 и 2 статьи 2 установлено, что до 1 января 2017 г. следующее правовое регулирование:
- при формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты ежемесячных должностных окладов государственных гражданских служащих, месячных должностных окладов и месячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год):
а) оклада за классный чин - в размере трёх должностных окладов;
б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере двух должностных окладов;
в) ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение - в размере семи должностных окладов для государственных гражданских служащих;
д) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы - в размере трёх должностных окладов;
е) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере полутора должностных окладов для государственных гражданских служащих, в размере одного денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности;
ж) премий - в размере одного должностного оклада (пункт 1);
- экономия денежных средств по фонду оплаты труда государственных гражданских служащих по решению представителя нанимателя может быть направлена на выплату надбавок, премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в объёмах, не превышающих размеры, установленные в пунктах 3, 4 и 5 названной статьи (пункт 2).
Закон N 169-ЗС опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя 28 декабря 2015 г., 29 июля 2015 г. в газете "Севастопольские известия", N 58-59 (1803).
Первый заместитель прокурора г. Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых правовых предписаний регионального закона со дня вступления решения суда в законную силу ввиду несоответствия оспариваемых норм положениям Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
По мнению административного истца, пункт 1 статьи 1, пункты 1 и 2 статьи 2 Закона N 169-ЗС нарушают права государственных служащих города Севастополя на справедливую и в полном объёме оплату труда, поскольку в отличие от федерального правового регулирования, предусмотренного статьями 50 и 51 Федерального закона N 79-ФЗ, для всех выплат в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих устанавливают заниженный размер средств, предусмотренных при формировании фонда оплаты труда.
Решением Севастопольского городского суда от 20 декабря 2016 г. заявленные требования удовлетворены в части признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона N 169-ЗС.
В апелляционной жалобе Законодательное Собрание города Севастополя просит судебный акт отменить в части удовлетворения требований, как основанный на неправильном применении норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены законного решения суда.
Признавая пункты 1 и 2 статьи 2 Закона N 169-ЗС недействующими, суд пришёл к правильному выводу о их противоречии положениям Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, отражены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), частью 1 статьи 23 которого установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3 указанного федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственную гражданскую службу подразделяет на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 2), относит к одному из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (пункт 1 статьи 3).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 79-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, который к принципам гражданской службы также относит единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (подпункт 2 статьи 4).
Федеральный законодатель в статье 13, находящейся в главе 3 о правовом положении (статусе) гражданского служащего названного выше закона, даёт единое понятие гражданского служащего. Это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Оплата труда гражданских служащих урегулирована главой 10 Федерального закона N 79-ФЗ, в статье 50 которой содержатся правовые предписания общие для федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения гражданского служащего и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, о его составных частях (пункт 1).
Так согласно пункту 2 названной статьи, устанавливающего структуру денежного содержания гражданского служащего, оно состоит из его месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), перечень которых указан в пункте 5 этой же статьи.
Требование к установлению порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы и материальной помощи за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих представителем нанимателя, как следует из содержания пунктов 7 и 8 статьи 50 поименованного федерального закона, также является единым для гражданских служащих федерального и регионального уровня.
Что касается размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих, то федеральный законодатель в пунктах 3 и 4 названной выше статьи предусмотрел, что для федеральных гражданских служащих он устанавливается указами Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Регулируя в статье 51 Федерального закона N 79-ФЗ вопросы формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственных органов, федеральный законодатель в пунктах 1-6 определяет правила формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, закрепив в пункте 7 право субъекта Российской Федерации устанавливать порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, но с учётом положений данной статьи.
Приведённые законоположения в их системном единстве подтверждают правильность выводов суда об отсутствии у субъектов Российской Федерации полномочия иным образом формировать фонд оплаты труда гражданских служащих субъекта Российской Федерации сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, устанавливать иной порядок перераспределения средств фонда оплаты труда государственных служащих, отличным от правового регулирования, установленного пунктом 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ.
Поскольку в оспариваемых региональных нормах предусмотрено меньшее количество должностных окладов, необходимых для формирования фонда оплаты труда сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, а дополнительные выплаты, перечисленные в пунктах 3-5 статьи 2 Закона N 169-ЗС в виде ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих, предусмотрены только при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда государственных гражданских служащих, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора в этой части.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не влекут отмену правильного судебного решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ о праве органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не ставит под сомнение законность принятого решения, так как приведённое законоположение не означает, что принятые региональные нормативные правовые акты в отношении гражданских служащих не должны соответствовать Федеральному закону N 79-ФЗ, являющемуся специальным законом, регулирующим вопросы оплаты труда названной категории.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Севастопольского городского суда от 20 декабря 2016 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 117-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был