Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 11-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Казанской городской Думы
на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года, которым удовлетворен административный иск Мавлютовой А.А. об оспаривании пунктов 155.9 и 174.3 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12 (в редакции решения Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года N 19-2).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Казанской городской Думы Евграфовой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
18 октября 2006 года Казанской городской Думой принято решение N 4-12, которым утверждены Правила благоустройства города Казани.
28 октября 2015 года Казанской городской Думой принято решение N 19-2, которым указанные Правила изложены в новой редакции.
Решение Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года N 19-2 и Правила благоустройства города Казани в новой редакции официально опубликованы в издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 5 ноября 2015 года N 43.
Согласно подпункту 155.9 Правил благоустройства города Казани (в редакции решения Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года N 19-2) на придомовой территории многоквартирного дома не допускается парковать и хранить транспортные средства на детских площадках, газонах, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в том числе разукомплектованные (неисправные).
Согласно подпункту 174.3 этих же Правил на озелененных территориях не допускается передвигаться на транспортных средствах и ставить их на газонах и цветниках вне зависимости от времени года, за исключением случаев осуществления необходимых работ на данных территориях, с условием обязательного проведения восстановительных работ.
Мавлютова А.А. обратилась в суд с административным иском о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что спорные отношения урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения и в области охраны окружающей среды. В частности, оспариваемые нормы противоречат положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 года N 153, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.
Административный истец утверждает, что оспариваемые нормы затрагивают ее права, так как постановлением от 16 сентября 2016 года она привлечена к административной ответственности по статье 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях за нарушение пунктов 155.9 и 174.3 Правил благоустройства города Казани.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года административный иск Мавлютовой А.А. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Казанская городская Дума просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемые нормы Правил благоустройства города Казани ошибочно истолкованы судом первой инстанции как нормы, регулирующие отношения, связанные с движением и размещением транспортных средств. Утверждается, что газоны, территории с зелеными насаждениями, детские площадки не подпадают под понятия "дороги, парковки, стоянки", которые предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не соотносятся с оспариваемыми нормами и не дублируют их, так как содержат запрет лишь на проезд и стоянку автомашин на придомовой территории, в то время как оспариваемые нормы предусматривают запрет на парковку и хранение транспортных средств на озелененных участках придомовой территории. По настоящему административному делу не могли быть применены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, а также Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88. Оспариваемые нормы регулируют отношения по содержанию земельных участков, на которых размещены объекты (элементы) благоустройства, с точки зрения повышения комфортности проживания граждан, а также поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории города Казани. Кроме этого, субъект Российской Федерации вправе был установить административную ответственность за нарушение оспариваемых норм, так как спорные отношения не урегулированы на федеральном уровне, и административная ответственность за их нарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвовавшим в административном деле, представлены возражения, в которых выражено согласие с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующие спорные отношения, и удовлетворяя административный иск, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые пункты Правил благоустройства города Казани приняты Казанской городской Думой с превышением полномочий, поскольку представительный орган муниципального образования установил запреты, невыполнение которых, в силу пункта 209 указанных Правил, влечет административную ответственность за те или иные административные правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы, благоустройство территории представляет собой совокупность действий по выполнению определенных задач, которые не предусматривают установление каких-либо запретов.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
Исходя из положений пункта 1 статьи 6 и пункта 4 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункта 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, статей 1.3, 1.3.1 и 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правильно указал, что отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Оспариваемые пункты Правил благоустройства города Казани фактически предусматривают запрет на стоянку транспортных средств на детских площадках, газонах, цветниках, территориях с зелеными насаждениями.
Вместе с тем согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Пункт 12.5 этих же Правил определяет места, где стоянка транспортных средств запрещена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые пункты Правил благоустройства города Казани не противоречат федеральному законодательству и не предполагают привлечение к административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемого решения суда не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального прав.
Нарушение запрета на размещение транспортных средств, установленного пунктами 155.9 и 174.3 Правил благоустройства города Казани, позволяет привлекать к административной ответственности виновных лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, тогда как административная ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казанской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N 11-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был