Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 1-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" о признании недействующим Приложения N 1 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2013 г. N 79-э/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2014 г.,
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" и апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго"
на решение Архангельского областного суда от 31 января 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" Пыжовой Ю.А., Кононова А.Н. и специалиста Борисовой О.Г., представителей Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Распутина Н.А., Главацкой А.Н., представителей ПАО "Архангельская сбытовая компания" Литвинова В.Л. и Тучнолобовой С.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (далее - ПАО МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго", общество) обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приложения N 1 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2013 г. N 79-э/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2014 г., о возложении на агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим нормативный правовой акт и устанавливающий экономически обоснованный базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго", о возложении обязанности установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2017 г. с учетом действия нового нормативного правового акта и компенсации неучтенных экономически обоснованных расходов.
Решением Архангельского областного суда от 31 января 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, публичное акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ПАО "Архэнергосбыт") и ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт.
Представители прокуратуры Архангельской области, Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания), утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Законом об электроэнергетике, которым определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является органом, устанавливающим цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 953 "О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов надлежало до 15 декабря 2013 г. по согласованию с Федеральной службой по тарифам принять решение об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, плановая необходимая валовая выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии которых на текущий период регулирования и (или) фактическая необходимая валовая выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии за предшествующий период регулирования которых составляет не менее 500 млн. руб.
Агентством по тарифам и ценам Архангельской области во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации 13 декабря 2013 г. принято постановление N 79-э/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций".
Приложением N 1 к постановлению тарифного органа установлен базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" на 2014 г. в размере 1 659,90 млн. руб.
Приложением N 25 к приказу Федеральной службы по тарифам России от 13 декабря 2013 г. N 1587-э агентству по тарифам и ценам Архангельской области согласовано установление для филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" долгосрочных параметров регулирования деятельности с применением метода индексации необходимой валовой выручки, в том числе базового уровня подконтрольных расходов в указанном выше размере.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 12 Методический указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы, ремонт основных средств, оплата труда, другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, установив базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" в размере 1 659,90 млн. руб., включило в данную сумму средства на оплату труда в размере 1 018 830 тыс. руб.
Общество считает, что регулирующим органом должны быть учтены расходы на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 гг., в связи с чем общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого нормативного правового акта, в том числе о правомерности расчетов органа регулирования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
ПАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" в порядке предусмотренном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, присоединился к Отраслевому соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 гг., утвержденному 18 марта 2013 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики и Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз", продленному на 2016-2018 гг.
Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
При определении величины затрат на оплату труда тарифный орган исходил из фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, с учетом фактически достигнутых обществом размеров выплат и надбавок, а также с учетом увеличения на прогнозный индекс потребительских цен.
В необходимую валовую выручку общества подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Согласно материалам дела, тарифным органом учтена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда за 2012 г., установлен индекс 2013 г. и умножен на индекс дефлятора 2014 г.
В 2012 г. фактический показатель минимальной месячной тарифной ставки составлял 4.464 руб., на 2014 г. - 4.763 руб. с учетом индекса 2013 г. Таким образом, показатель 4.763 умноженный на дефлятор по заработной плате -1.056, получиться - 5.030 руб. Между тем, в соответствии с заключенным обществом Отраслевым тарифным соглашением показатель минимальной месячной тарифной ставки составляет 5.400 руб. и соответственно с применением индекса в размере 1.056 получается - 5.720, в связи с чем тарифным органом, учитывался фактический показатель 2012 г.
Орган регулирования, установил размер текущего премирования в размере 60%, полученный расчетным способом исходя из экономически обоснованного размера 2012 г., поскольку определенный размер премий действующим законодательством и положениями Основ ценообразования не предусмотрен.
Кроме того, у организации имеется превышение по 80 должностям специалистов и 87 должностям руководителей ступеней оплаты труда установленных в разделе 11 Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанных ОАО "ЦОТЭНЕРГО" для организаций, трудовые отношения в которых регулируются Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что при определении экономической обоснованности расходов на оплату труда агентством учтены положения Отраслевого тарифного соглашения, фактический объем фонда оплаты труда и фактическая численность работников в последнем расчетном периоде регулирования, с учетом увеличения на прогнозный индекс потребительских цен, что не противоречит Основам ценообразования.
Базовый уровень подконтрольных расходов для организации согласован с ФАС России.
В рамках рассмотрения дела ООО "Проф Бизнес Консалтинг" была проведена судебная экспертиза.
Судебная экспертиза, судом первой инстанции не принята в качестве доказательств обоснованности заявленных административным истцом требований.
В соответствии со статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Основанием для не принятия выводов судебной экспертизы послужило несоответствие экспертного заключения требованиям действующего законодательства.
Так, судебным экспертом не проведен анализ экономической обоснованности фактических расходов по статье затрат "Сырье и материалы", в расчете на "прочие материалы" учтены расходы, не заявленные организацией, а также по составляющим подконтрольных расходов "ремонт основных средств", "другие подконтрольные расходы" отсутствуют ссылки на применяемые экспертом методики, отсутствует анализ показателей, расчет приведенных в таблицах величин.
По составляющей подконтрольных расходов "оплата труда" расчет среднего тарифного коэффициента и средней ступени оплаты труда произведен экспертом исходя из штатного расписания ПАО "МРСК Северо-Запада" без анализа соответствия указанных данных Рекомендациям о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанным ОАО "ЦОТЭНЕРГО" для организаций, трудовые отношения в которых регулируются Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике.
В результате судом правомерно сделан вывод о том, что расчет, изложенный в экспертном заключении по статье "оплата труда" не соответствует основным принципам государственного регулирования.
Требование заинтересованного лица - ПАО "Архэнергосбыт", изложенное в апелляционной жалобе о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области 13 декабря 2013 г. N 79-э/1, утвержденное Приложением N 2, в части величины технологического расхода потерь электрической энергии на первый и последующие годы долгосрочного периода регулирования подлежит отклонению, поскольку оно не являлось предметом рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, в связи с чем не может быть рассмотрено судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 31 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" и публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 1-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был