Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1136397-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) вносятся изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ), Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) и Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ).
Статья 1 проекта предлагает дополнить статьей 10.1 "Проход через территориальное море Российской Федерации российских судов" Главу II "Особенности правового режима морских портов российской федерации, внутренних морских вод и территориального моря" Федерального закона N 155-ФЗ, согласно которой "российские суда осуществляют проход через территориальное море Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации". Между тем Федеральный закон N 155-ФЗ не содержит каких-либо особенных требований к проходу российских судов через территориальное море Российской Федерации.
Посредством проектируемых изменений пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 155-ФЗ понятие "мирный проход через территориальное море" предлагается применять исключительно к "иностранным судам, иностранным военным кораблям или другим государственным судам". Однако наименование статьи 11 Федерального закона N 155-ФЗ предлагается оставить общим "Мирный проход через территориальное море" (т.е. применимым к российским и иностранным судам). При этом статью 10 Федерального закона N 155-ФЗ ("Понятие прохода через территориальное море") также предлагается не изменять. В то же время, по сути, правила "прохода через территориальное море Российской Федерации российских судов, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии из Российской Федерации" закрепляются в проектируемой части 29 статьи 9 Закона N 4730-1. Такое решение представляется юридически некорректным. Полагаем, что правила прохода в территориальном море для российских судов должны оставаться предметом регулирования Федерального закона N 155-ФЗ.
Согласно проектируемой части 28 статьи 9 Закона N 4730-1 российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии из Российской Федерации, могут пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля при осуществлении прохода через территориальное море Российской Федерации. Между тем проектируемая часть не содержит цели прохода российского судна через территориальное море и условия о выполнении требования к оснащению судна техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, как это установлено в частях 19, 21, 22, 24 статьи 9 данного Закона. Очевидно, что предмет регулирования (относительно судов и маршрутов движения) проектируемых частей двадцать 28 и 29 статьи 9 и части двадцать первой статьи 9 Закона N 4730-1 могут совпадать (пересекаются).
Необходимо обратить внимание на то, что под проходом через территориальное море понимается "плавание через территориальное море с целью: пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод; пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения (статья 10 Федерального закона N 155-ФЗ).
Таким образом, с учетом закрепленного понятия прохода через территориальное море формулировка проекта "при осуществлении прохода через территориальное море Российской Федерации" может включать и "убытие из территориального моря Российской Федерации" (т.е. за пределы территории Российской Федерации, например, в исключительную экономическую зону Российской Федерации, территориальное море иностранного государства, исключительную экономическую зону иностранного государства), а также "прибытие в территориальное море Российской Федерации" из соответствующих, различных по правовому статусу, морских пространств.
В проектируемой части 29 статьи 9 Закона N 4730-1 предлагается установить единственное ограничение для указанных судов - запрет "осуществлять высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) любых грузов_". Следует уточнить, как будет осуществляться контроль за соблюдением данного требования.
Статья 3 проекта предлагает дополнить новым абзацем часть пятую статьи 6 Федерального закона N 114-ФЗ, в соответствии с которым не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства на российских судах, которые осуществляют проход через территориальное море Российской Федерации. Между тем в проектируемом абзаце не определено, является ли данное лицо пассажиром (туристом) или членом экипажа российского судна. Кроме того, указанное дополнение не представляется юридически корректным в связи с вышеуказанным широким понятием "проход через территориальное море Российской Федерации" и пересечением предмета регулирования действующей части пятой статьи 6 данного Федерального закона, в которой речь идет о лицах при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории.
Следует также отметить, что проект изначально был направлен на создание оптимальных для развития отечественного рыболовства условий. Ко второму чтению в него внесены изменения, затрагивающие концепцию, поскольку предметом регулирования становятся отношения, связанные с упрощением прохода российского судна через территориальное море Российской Федерации.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.