Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 159595-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части упрощения порядка получения вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, А.В. Чепой, О.А. Ниловым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ), устанавливающие особенности получения вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации для "граждан государств, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации", в отношении которых Правительством Российской Федерации установлено право не представлять документы, указанные в пункте 3.2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ (документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства), "в силу объективной невозможности такого представления, связанной с политическими и иными причинами".
Проектируемые нормы не представляются юридически корректными.
Согласно проектируемой редакции Федерального закона N 115-ФЗ Правительство Российской Федерации наделяется полномочием утверждать перечень государств, граждане которых освобождаются от требования представлять документ полномочного органа иностранного государства, указанный в пункте 3.2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ. Однако в законопроекте отсутствуют основания для включения государств в указанный перечень. В этой связи обращаем внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации о распространении принципа определенности и непротиворечивости правовых норм, которыми законодатель делегирует Правительству Российской Федерации те или иные полномочия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года N 2-П). Кроме того, согласно пункту "а" статьи 89 Конституции Российской Федерации вопросы гражданства Российской Федерации находятся в ведении Президента Российской Федерации.
Статьей 2 законопроекта предусматривается, что "отказ от имеющегося гражданства в отношении граждан государств, указанных в проектируемом пункте 3.2.1 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется путем направления гражданами таких стран заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган соответствующего государства". Таким образом, в Федеральном законе N 62-ФЗ предлагается установить процедуру отказа от гражданства соответствующих иностранных государств. Такой подход не учитывает, что отношения, связанные с приобретением и утратой гражданства иностранного государства, относятся к суверенным полномочиям соответствующего иностранного государства и не могут быть предметом регулирования законодательства Российской Федерации. Данные проектируемые нормы противоречат статье 1 Федерального закона N 62-ФЗ, подтверждающей, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются исключительно вопросы гражданства Российской Федерации (принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации).
Кроме того, полагаем, что проектируемые нормы содержат внутреннее противоречие, которое содержится в одновременном использовании формулировок "отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин" и "отказ от имеющегося гражданства в отношении граждан государств, включенных в перечень... осуществляется путем направления заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган соответствующего государства".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.