Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 4 июля 2017 г.
по проекту федерального закона N 202088-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (о совершенствовании механизма банковского сопровождения государственного оборонного заказа) внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 202088-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", внесенный Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Проект федерального закона направлен на совершенствование механизма банковского сопровождения государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и повышение эффективности его выполнения.
Законопроектом предлагается следующее.
1) Предлагается исключить при размещении ГОЗ требование об обеспечении исполнения государственных контрактов, в отношении которых будет осуществляться банковское сопровождение, на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов (кораблей) (пункт 1 статьи 1).
Как представляется, предлагаемое изменение позволит предприятиям оборонно-промышленного комплекса дополнительно направлять для выполнения ГОЗ собственные финансовые средства, ранее выделяемые на обеспечение исполнения государственных контрактов.
Кроме того, отсутствие необходимости в обеспечении за счет собственных средств предприятий исполнения государственных контрактов, по нашему мнению, будет способствовать расширению доступа к участию в ГОЗ субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) Предлагается, уточнить, что государственный заказчик направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении государственного контракта в установленном им (заказчиком) порядке (пункт 2 статьи 1).
Предоставление такого полномочия, как видится, позволит государственным заказчикам самостоятельно оптимизировать административные процедуры в целях сокращения срока расчетов с головными исполнителями за исполненные государственные контракты;
3) Предлагается изменить режим использования отдельного счета для головных исполнителей поставок продукции по ГОЗ, а именно - увеличить суммы списания денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты оперативных и текущих расходов головного исполнителя (на закупку инструментов, модернизацию производства, приобретение электронных компонентов и материалов и т.д.) с трех миллионов рублей до пяти миллионов рублей в месяц (пункт 3 статьи 1).
При этом для прочих исполнителей установленный в настоящее время лимит на списание денежных средств в 3 миллиона рублей предлагается сохранить.
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, увеличение объема денежных средств, разрешенных к списанию с отдельного счета, должно положительно сказаться на деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, имеющих крупные контракты и объёмы производства;
4) Предлагается дополнить действующий перечень исключений в операциях, совершение которых по отдельному счету не допускается (пункт 4 статьи 1).
В частности, законопроект предусматривает предоставление головным исполнителям права возвращать с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, суммы кредитов, согласованные с государственным заказчиком и перечисленные уполномоченным банком головному исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке, и процентов по ним.
Таким образом, достигается соблюдение равных финансовых прав между исполнителями, уже наделенными таким правом действующей редакцией статьи 8.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон), и головными исполнителями;
5) Законопроект предусматривает предоставление Правительству Российской Федерации нового полномочия, а именно - устанавливать ограничения на оказание государственной поддержки юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за уклонение от заключения контракта, если заключение контракта для таких лиц является в соответствии с Федеральным законом обязательным (пункт 5 статьи 1).
На наш взгляд, принятие данной меры является вынужденным шагом и позволит сократить число организаций, необоснованно уклоняющихся от заключения контрактов на поставку продукции, необходимой для исполнения государственного оборонного заказа.
6) Предлагается уточнить, что Порядок рассмотрения информации о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, в целях обнаружения признаков нарушений антимонопольного законодательства устанавливается антимонопольным органом (пункт 6 статьи 1).
Кроме того, на антимонопольный орган возлагается обязанность по ведению, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за уклонение от заключения контракта, если заключение контракта для таких лиц является в соответствии с Федеральным законом обязательным (пункт 7 статьи 1).
7) Пункт 8 статьи 1 содержит изменения терминологического характера.
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что принятие законопроекта позволит в целом при сохранении режима прозрачности движения бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, урегулировать часть проблемных вопросов, возникающих в ходе его выполнения, повысить эффективность расходования бюджетных средств и собственных средств предприятий оборонно-промышленного комплекса, оптимизировать процесс взаимодействия заинтересованных сторон между собой.
Замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется.
В этой связи Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 202088-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.