В соответствии с письмом Следственного комитета Российской Федерации от 30 января 2017 г. N 242/3-12-2017 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет методические рекомендации по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период, разработанные федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения".
Департамент просит довести указанные методические рекомендации до сведения образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
И.А. Михеев |
Методические рекомендации
по безопасному поведению детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период
Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" в помощь руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, педагогам дополнительного образования, родителям (законным представителям) обучающихся Российской Федерации в целях профилактики несчастных случаев на водных объектах в осенне-зимне-весенний период.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) (далее - ФГОС) основные образовательные программы общеобразовательных организаций включают:
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая обеспечивает формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения на природе, в том числе на водоемах, безопасного для человека и окружающей среды (на уровне начального общего образования);
программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе знание правил безопасного поведения в природе (на уровне основного общего образования и среднего общего образования).
ФГОС основного общего образования регламентируют изучение предметных областей и учебных предметов, в том числе учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ), изучение которого на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания, в том числе необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного, социального, а также природного характера, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения, в том числе в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, безопасное поведение человека в природных условиях, оказание первой медицинской помощи.
В учебном плане основной образовательной программы школы предусмотрено две части: обязательная и формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).
В вариативной части учебного плана образовательная организация по своему усмотрению, с учётом интересов и запросов учащихся, может усилить преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение (в том числе по ОБЖ, биологии, окружающему миру), ввести новые учебные предметы, факультативы, в зависимости от специфики образовательной организации и её кадровых, технических и иных возможностей.
Таким образом, ФГОС общего образования позволяет планомерно осуществлять политику безопасного образа жизни.
Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо, чтобы они успешно осваивали знания, вырабатывали умения и навыки, а также имели желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.
Основная цель при этом - достижение такого уровня развития детей, их творческих сил и способностей, при которых они сумеют эффективно обеспечить безопасность жизнедеятельности и будут иметь к этому соответствующую мотивацию.
Достижение поставленной цели можно осуществить путем решения следующих задач:
формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
развитие качеств личности, направленных на обеспечение безопасного поведения в окружающем мире;
развитие способностей принятия адекватных и безопасных решений в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуального и коллективного рисков;
выработка морально-психологической устойчивости и социальной компетентности в быту и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Одним из направлений обучения является формирование культуры безопасного поведения обучающихся на воде в осенне-зимне-весенний период.
Причинами смертности детей школьного возраста при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период становления и таяния ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.
Задача педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся - не только постоянно напоминать обучающимся об опасностях, таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть предвидеть опасность, по возможности, избегать ее и при необходимости действовать.
Обучающийся должен не запоминать перечень опасностей, а знать их причины и признаки, уметь действовать так, чтобы исключить или избежать возможности их возникновения.
Профилактика несчастных случаев на водоёмах при ледоставе, в зимний период и период весеннего таяния льда должна включать в себя не только разъяснения обучающимся правил безопасного поведения на воде, но и обучение их действиям по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.
Детей следует ознакомить с особенностями образования и свойствами ледяного покрова. Осенний лед в период до наступления устойчивых морозов, непрочен. Утром, после ночных значительных понижений температуры воздуха, он способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и непрочным, хотя сохраняет достаточную толщину.
Водоемы замерзают неравномерно: сначала образуется ледяная корка у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже распространяется на весь водоем. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
На озерах, прудах, а также на водоемах со стоячей водой лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда.
Следует обратить особое внимание обучающихся на то, что основным условием безопасного пребывания на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке. При этом безопасная толщина льда составляет
для одного человека - не менее 7 см;
для сооружения катка - 12 см и более;
для сооружения пешей переправы - 15 см и более;
для организации массовых спортивных и праздничных мероприятий - 25 см и более.
При визуальной оценке прочности льда следует учитывать следующее: самым прочным считается лед голубого цвета; прочность белого льда в два раза меньше; лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен. На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще; лед молочно-мутный, серый, обычно ноздреватый и пористый - такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания. Следует иметь в виду, что снег, выпавший на только что образовавшийся лед, маскирует полыньи и замедляет рост ледяного покрова. Вместе с тем, только специалист может объективно оценить состояние льда.
В рамках проведения профилактических мероприятий по вопросам безопасного поведения детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период педагогам следует обратить внимание обучающихся и их родителей (законных представителей) о необходимости знать опасные места на водоемах, где лед всегда более тонок: на течении, особенно быстром; на глубоких и открытых для ветра местах, над тенистым и торфяным дном, у болотистых берегов, в местах выхода подводных ключей, под мостами, в узких протоках, вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий, в местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения, в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из водохранилища способны источить лед и образовать в нем опасные промоины.
Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холодного воздуха к поверхности льда.
Готовить и пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемыми на водоемах, разрешается только после тщательной проверки прочности льда.
Содержание деятельности при изучении правил поведения на воде в осенне-зимне-весенний период
В современной образовательной среде, с учетом постоянно изменяющихся условий, задача, стоящая перед педагогическим сообществом, - помочь обучающемуся освоить такие способы деятельности, которые окажутся необходимыми ему в сложных жизненных ситуациях. А для этого необходимо в процессе изучения правил поведения на льду предусмотреть:
подготовку основных правил поведения на воде с учетом возрастных особенностей детей и характера водных объектов конкретной местности;
деятельность по пропаганде безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период;
организовать совместную творческую деятельность, позволяющую расширить базовый уровень знаний и способов безопасного поведения на воде и оказания помощи пострадавшим;
деятельность образовательной организации и органов исполнительной власти, координирующих работу на водных объектах населенного пункта по формированию безопасного поведения на водных объектах, в том числе и в осенне-зимне-весенний период;
формирование у педагогических работников знаний в области профилактики безопасного поведения на воде;
тесное взаимодействие с родительской общественностью по вопросам безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период.
В процессе деятельности по изучению правил поведения на воде в осенне-зимне-весенний период у обучающихся должны быть сформированы не только универсальные учебные действия (личностные, метапредметные, коммуникативные), но и умения предвидеть опасную ситуацию на воде, используя знания о правилах поведения, обезопасить свою жизнь и предупредить опасное поведение своих друзей и при необходимости оказать помощь пострадавшим.
При организации профилактической работы по вопросам безопасного пребывания на водоемах в зимний период следует ознакомить обучающихся с правилами поведения на водоемах в осенне-зимне-весенний период (приложение 1), а также со способами оказания помощи провалившемуся под лед подручными средствами (приложение 2).
В процессе изучения правил необходимо акцентировать внимание на состоянии ледяного покрова на водоемах в начале осенне-зимнего периода, способах передвижения по льду, особенностях катания на коньках по ледяной поверхности водоема и при организации массового катания на водоемах, а также на порядке действий при возникновении несчастного случая.
Также, в рамках собраний, проводимых с родителями (законными представителями) обучающихся, следует ознакомить их с памяткой по вопросам организации работы с детьми по профилактике несчастных случаев на водных объектах (приложение 3).
При планировании профилактической работы по вопросам обеспечения безопасного пребывания детей на водных объектах целесообразно руководствоваться приложенным перечнем мероприятий в раздел "Профилактика несчастных случаев на водных объектах" плана образовательной организации по профилактике детского травматизма (приложение 4).
Приложение 1
Правила поведения
на водоемах в осенне-зимне-весенний период
1. Первый выход на ледяной покров водоёма разрешается только в присутствии взрослых, предварительно проверивших толщину и прочность льда и определивших места выхода на лед.
2. Переходить водоем по льду нужно по оборудованным переправам. Если таких переправ нет, то переходить можно только в сопровождении взрослых. Им, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности. Прочность льда рекомендуется проверять пешнёй. Если после первого удара лёд пробивается и на нём появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая подошвы ото льда.
3. Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги!
4. Во всех случаях, прежде, чем сойти с берега на лёд, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая безопасные места. Лучше всего идти по проложенной тропе. Опасно выходить на лёд при оттепели. Не следует спускаться на лёд в незнакомых местах, особенно с обрывов.
5. По возможности надо избегать движения по льду. При необходимости движения по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места. Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше, чем на открытом месте.
6. Особенно осторожным нужно быть в местах быстрого течения реки, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи впадают в водоёмы, выходят родники и вливаются тёплые сточные воды промышленных предприятий, где ведётся заготовка льда и т.п.
7. При групповом переходе по льду надо двигаться на расстоянии 5-6 метров друг от друга, внимательно следя за идущим впереди.
8. При перевозке небольших по размерам, но тяжелых грузов, их следует класть на сани или брусья с большой площадью опоры.
9. Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток устраивается на водоёме, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда (толщина льда должна быть не менее 12 см). Массовое катание разрешается при толщине льда не менее 25 см.
10. Запрещается ходить и кататься на льду в ночное время и, особенно, в незнакомых местах, за исключением специально оборудованных мест.
11. При переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжнёй. Если приходиться идти по целине, то для обеспечения безопасности крепления лыж следует отстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро освободиться от лыж. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок по льду определяет его прочность, следит за характером льда и т. п.
12. В случае провала льда под ногами надо действовать быстро и решительно: широко расставив руки, удержаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а затем, лежа на спине или на груди, продвинуться в сторону, начала движения, одновременно призывая на помощь.
Самое главное: дети должны усвоить, что выходить на лед можно только после того, как его обследуют взрослые, а взрослые должны знать, что нельзя оставлять детей без контроля вблизи водных объектов.
Приложение 2
Способы оказания помощи подручными средствами
При обучении детей способам оказания помощи провалившемуся под лед следует обратить внимание на то, что в первую очередь надо позаботиться о собственной безопасности. Ведь при необдуманных, импульсивных действиях в воде, кроме пострадавшего, окажутся и пытающиеся его спасти товарищи. Опасно приближаться близко к провалившемуся под лед.
В первую очередь надо постараться привлечь внимание взрослых, позвать их на помощь!
К пострадавшему следует приближаться лежа, с раскинутыми в сторону руками и ногами. Если помощь оказывают два-три человека, то они ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги. Первый из них подает пострадавшему лыжные палки, шарф, одежду и т.д. Деревянные предметы (лестницы, жерди, доски и др.) необходимо толкать по льду осторожно, чтобы не ударить пострадавшего. Спасатели при этом должны обезопасить и себя. Продвигаясь к пострадавшему, следует ложиться на доску, лыжи и другие предметы, страховаться веревкой, привязанной к опоре на берегу.
Ситуация, когда человек провалился под лед, требует от спасателя соблюдения особых правил предосторожности. Для приближения к тонущему нужно ползти по льду на груди, широко расставляя руки и ноги. Если есть возможность, то нужно использовать для увеличения площади опоры доски, жерди, лыжи, фанеру, лестницы и т.п. Опасно приближаться к самому пролому, так как у кромки лед особенно хрупок и может обломиться под тяжестью тела спасателя. Лучше, не подползая к полынье или пролому слишком близко, бросить тонущему веревку, связанные ремни или протянуть шест, за который он может ухватиться.
Провалившемуся под лед следует широко раскинуть руки, навалиться грудью или спиной на лед и постараться вылезти на него самостоятельно, звать при этом на помощь.
После извлечения провалившегося следует принять меры к согреванию и предупреждению простудных заболеваний, как у пострадавшего, так и у спасателя. Для этого необходимо пострадавшего и спасателя доставить в теплое помещение, снять мокрую одежду, растереть тело и надеть сухое белье. Быстрейшему согреванию способствуют горячие напитки.
Приложение 3
Памятка родителям (законным представителям) обучающихся
1. Не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на коньках) без присмотра!
2. Покажите ребенку потенциально опасные места близлежащих водоемов. Расскажите ему о том, что особенно опасным является лед, который покрыт толстым слоем снега. В таких местах вода замерзает намного медленнее.
3. Обратите внимание детей на то, что места на льду, где видны трещины и лунки, очень опасны: при наступлении на эти места ногой лед может сразу же треснуть.
4. Объясните детям, что в случае, когда под ногами затрещал лед, и стала образовываться трещина, ни в коем случае нельзя впадать в панику и бежать от опасности, необходимо лечь на лед и аккуратно перекатиться в безопасное место.
Приложение 4
Рекомендуемые мероприятия в раздел "Профилактика несчастных случаев на водных объектах" плана образовательной организации по профилактике детского травматизма
N |
Наименование мероприятия |
Дата |
Ответственный |
1 |
Проведение методических объединений классных руководителей на тему "О мерах профилактики несчастных случаев на водных объектах" |
Ноябрь, март |
Заместитель директора образовательной организации |
2 |
Инструктажи по безопасному поведению обучающихся на водоемах в осенне-зимне-весенний периоды |
Ноябрь-март |
Классные руководители |
3 |
Проведение практических занятий с обучающимися по темам: "Правила поведения на воде", "Оказание первой помощи пострадавшим", "Правила безопасного пребывания на льду в зимний период" |
В течение года |
Классные руководители, учитель ОБЖ |
5# |
Конкурс рисунков, направленный на профилактику детского травматизма на водных объектах |
Октябрь-март |
Заместитель директора образовательной организации |
6 |
Учет умеющих (неумеющих) плавать |
В течение года |
Учитель физической культуры |
7 |
Просмотр видеоматериалов и презентаций на тему "Безопасность на воде" |
Апрель |
Классные руководители |
8 |
Оформление информационного стенда по безопасности на воде |
Декабрь |
Заместитель директора по организации безопасности в образовательном процессе |
9 |
Проведение родительских собраний на тему "Повышение ответственности родителей за безопасность пребывания детей на водоемах" |
Октябрь, декабрь, май |
Заместитель директора образовательной организации, классные руководители |
10 |
Изучение правил самоспасания, спасания и оказания первой помощи пострадавшим в воде |
Ноябрь-март |
Учителя физической культуры и ОБЖ |
11 |
Выпуск информационных материалов (памяток и листовок) "Внимание: вода!", "Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на воде" |
Ноябрь |
Классные руководители |
12 |
Тематические беседы с учащимися по темам: "Меры безопасности на льду осенью", "Предупреждение несчастных случаев на воде в разное время года", "Оказание первой помощи", "Осторожно: тонкий лед!", "Не шути с водой - она не для шуток создана!", "Не зная броду, не лезь в воду!" |
В течение года |
Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
13 |
Встречи с сотрудниками МЧС по правилам безопасного поведения на воде |
В течение года |
Заместитель директора образовательной организации |
Рекомендуемая литература
1. Федеральный закон от 21 декабря 1998 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 14 октября 2014 года).
3. "Памятка по поведению на воде в осенне-зимний период". - Линейный отдел МВД РФ на водном транспорте. - М., 2014 г.
4. Электронные ресурсы:
5. http://www.obzh.ru/mchsnews/mery-bezopasnosti-na-ldu-v-period-proxozhdeniya-ledoxoda.html
6. http://licey35.ucoz.ru/bezopasnost/na_sajt_led_na_reke.pdf
7.http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/31/metodicheskoe-posobie-pravila
8. http://fb.ru/article/231906/bezopasnost-na-ldu-v-zimniy-period
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены методические рекомендации по безопасному поведению детей на водных объектах при ледоставе, в зимний период и период весеннего таяния льда.
Рекомендации разработаны Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения и предназначены для руководителей образовательных организаций, педагогов и родителей.
Следует не только постоянно напоминать обучающимся об опасностях на водных объектах, но и разъяснять им причины их возникновения, способы избегания чрезвычайных ситуаций и приемы действий в случае их возникновения.
Определены правила безопасного поведения на воде и содержание деятельности при их изучении.
Перечислены мероприятия по профилактике несчастных случаев на водных объектах, рекомендуемые к проведению образовательными организациями.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 мая 2017 г. N 09-941 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", август 2017 г., N 16, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2017 г., N 22