Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
для субъектов Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности
Законодательством Российской Федерации в сфере образования предусмотрена возможность создания и осуществления деятельности образовательных организаций кадетской направленности.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) предусмотрено нормативное правовое регулирование деятельности образовательных организаций со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" (статья 86 Федерального закона об образовании).
Учреждения со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и "военно-музыкальное училище", как правило, создаются силовыми структурами, такими как Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Следственный комитет Российской Федерации и др.
Учреждения со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" создаются субъектами Российской Федерации.
Указанные образовательные организации реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
При этом, несмотря на то, что перечень специальных наименований общеобразовательных организаций определен, федеральный закон об образовании не исключает возможность ведения образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, иными, не поименованными в части 2 статьи 86 Федерального закона об образовании общеобразовательными организациями, в том числе общеобразовательными школами-интернатами с первоначальной лётной подготовкой.
Также следует отметить, что на основании части 6 статьи 23 Федерального закона об образовании в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и [или] особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
В целях подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, по инициативе руководителей соответствующих общеобразовательных организаций и участников образовательных отношений могут создаваться кадетские (казачьи кадетские) классы.
Разработка и утверждение образовательных программ, в том числе дополнительных общеразвивающих программ, образовательной организации относятся к компетенции самой образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28, часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании).
Следует учесть, что согласно законодательству в сфере образования порядок работы указанных образовательных организаций регламентируется целым рядом подзаконных актов, изданных Минобрнауки России в соблюдение и развитие законодательных норм.
Так, порядок приема регулируется статьями 55 и 67 Федерального закона об образовании и приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", которым определен порядок приема в общеобразовательные организации и указано, что правила приема в конкретную образовательную организацию определяются образовательной организацией самостоятельно.
Согласно редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 262-ФЗ в Федеральный закон об образовании внесены дополнения в части преимущественного права приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
Так, согласно действующей редакции Федерального закона об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, дети сотрудников органов внутренних дел, дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет двадцать лет и более, дети сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, дети, находящиеся на иждивении указанных лиц, дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, а также иные лица в случаях, установленных федеральными законами, пользуются преимущественным правом приема в указанные образовательные организации.
Организация и осуществление образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус", созданными субъектами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с нормами статьи 28 Федерального закона об образовании и регламентируется приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (ред. от 17 декабря 2013 г. N 1342) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона об образовании Минобрнауки России издан приказ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", которым определено, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного, военно-патриотического воспитания учащихся; создание и обеспечение условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированным в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.
Что касается вопросов форменной одежды и иного вещевого имущества, то согласно нормам частей 1 и 2 статьи 38 Федерального закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего (кадетские классы), основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В то же время, согласно нормам Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2013 г. N 366 "О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов" приказом Минобрнауки России от 21 октября 2013 г. N 1169 "О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов" утверждены форма одежды и знаки отличия казачьих кадетских корпусов.
Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Вопросы питания, в том числе кадет, в соответствии со статьей 37 Федерального закона об образовании отнесены к полномочиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в государственных, муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (статья 8 Федерального закона об образовании).
Питание в общеобразовательных организациях должно соответствовать правилам и нормативам СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08).
Внесение изменений в санитарные нормы и правила, в том числе по нормативам продовольственного и иных видов довольствия относится к компетенции Роспотребнадзора (п. 5.8.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека").
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона об образовании нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом об образовании особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося.
В соответствии с нормами статьи 76 Федерального закона об образовании педагоги и воспитатели кадетских корпусов наравне с педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных организаций имеют право повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, реализацию программ профессиональной переподготовки.
Дополнительные профессиональные программы, учитывающие специфику кадетского образования, могут быть реализованы через включение учредителем в государственное задание организации дополнительного профессионального образования субъекта Российской Федерации (институт повышения квалификации или иные учреждения) директивных тематик по вопросам повышения квалификации преподавателей и воспитателей кадетских образовательных организаций.
Организация повышения квалификации относится к компетенции субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона об образовании).
В порядке информирования и включения в соответствующую работу сообщаем, что в целях рассмотрения вопросов по подготовке несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 618 создан Совет министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию (далее - Совет).
В состав Совета вошли представители Администрации Президента Российской Федерации, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Свердловской, Новосибирской областей, Краснодарского края, Республики Татарстан, г. Москвы), общественных и образовательных организаций.
В рамках Совета созданы и работают пять рабочих групп, которые готовят предложения по системообразующим направлениям кадетского (казачьего) образования, и в первую очередь - по разработке концепции развития кадетского образования в Российской Федерации.
В настоящее время в рамках решений Совета ведется работа по подготовке методических рекомендаций для образовательных организаций кадетского типа (приложение) и осуществляется разработка концепции кадетского образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.