Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Регламенту осуществления функций по
аттестации в химической промышленности
аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований, спасателей и
граждан, приобретающих статус
спасателей в Отраслевой аттестационной
комиссии Минпромторга России ОАК 5/6
"Требования к кандидатурам экспертов, не являющихся членами аттестационной комиссии, для отбора в состав рабочих (экспертных) групп"
I. Общие положения и основные понятия
1. Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должны соответствовать эксперты, привлекаемые в составе рабочих (экспертных) групп аттестационной комиссии для наиболее эффективной организации работы комиссии; всестороннего изучения вопросов аттестации; объективной оценки соответствия аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения готовности к выполнению возложенных задач и обязанностей; исследования, обобщения и подготовки проектов решений по вопросам, относящимся к деятельности комиссии*.
2. Документ предназначен для применения отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя ОАК 5/6; организациями, осуществляющими подготовку (повышение квалификации) экспертов в области аварийно-спасательных работ; иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; экспертами и лицами, претендующими на привлечение в составе рабочих (экспертных) групп.
3. Функции экспертов в Системе аттестации заключаются в использовании их профессиональных знаний и навыков для принятия объективного решения при рассмотрении вопроса аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.
Функции экспертов в Системе аттестации реализуются путем:
- участия в составе рабочих (экспертных) групп в документарных проверках аварийно-спасательных служб (формирований) на соответствие обязательным требованиям, установленным п. 12 "Положения об аттестации";
- организации и участия в составе рабочих (экспертных) групп в выездных проверках аварийно-спасательных служб (формирований) в местах постоянной дислокации и (или) на одном или нескольких обслуживаемых объектах;
- организации и участия в составе рабочих (экспертных) групп в проверке готовности спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, к исполнению обязанностей спасателя;
- участия в составе рабочих (экспертных) групп в исследовании, анализе и обобщении материалов, подготовке рекомендаций, заключений, проектов решений по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.
4. Основные понятия, используемые в настоящем документе:
Эксперт - это не являющийся членом аттестационной комиссии специалист, подтвердивший свою компетентность в области аварийно-спасательных работ в соответствии с установленными требованиями, и привлекаемый аттестационной комиссией в составе рабочих (экспертных) групп для решения вопросов в Системе аттестации.
Компетентность эксперта - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения вопросов в Системе аттестации.
Система аттестации - совокупность норм, правил, обычаев и мероприятий, позволяющих эффективно организовать работу аттестационной комиссии, и необходимых для принятия всесторонних и объективных решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на заявленные виды аварийно-спасательных работ.
II. Требования к экспертам
5. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих функций и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также иметь высшее образование в области знаний, близких к видам деятельности. Наличие высшего образования подтверждается документом об образовании.
6. Эксперт должен иметь предшествующий, не менее чем пятилетний стаж практической работы в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- в аварийно-спасательных службах (формированиях) на должностях: руководитель (заместитель руководителя) аварийно-спасательной службы (формирования), спасатель с квалификацией не ниже I класса;
- в подразделениях пожарной охраны на должностях: руководителей (заместителей руководителей) пожарных подразделений;
- в научно-исследовательских, экспертных, иных профильных организациях, осуществляющих деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на должностях: руководителей (заместителей руководителей) организаций, служб, отделов, секторов; научных сотрудников; аттестованных в области промышленной безопасности экспертов;
- в образовательных организациях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей на должностях: руководителей (заместителей руководителей) кафедр, учебных отделов; профессорско-преподавательского состава.
Стаж работы, обеспечивающий получение необходимого практического опыта в заявленной экспертом области, подтверждается трудовой книжкой или иными эквивалентными документами.
7. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен пройти обучение (повышение квалификации) по программам подготовки экспертов в заявленной области (видах аварийно-спасательных работ), согласованным с аттестационной комиссией, в образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
Повышение квалификации эксперта по необходимому профилю подтверждается соответствующим документом образовательной организации.
8. Эксперт должен быть объективным и беспристрастным, не иметь прямой или косвенной связи с проверяемым субъектом.
9. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен знать:
- законодательство Российской Федерации, относящееся к сфере деятельности аттестационной комиссии; аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей;
- методические рекомендации по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, издаваемые (утверждаемые) Межведомственной аттестационной комиссией;
- методические рекомендации, положения, руководства, регламенты и иные документы, относящиеся к Системе аттестации, принимаемые Министерством промышленности и торговли России и (или) отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ОАК 5/6);
- требования к порядку проверки оперативной готовности аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;
- критерии оценки готовности аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, к аттестации на право ведения заявленного вида аварийно-спасательных работ;
- основы ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;
- особенности ведения аварийно-спасательных работ в различных условиях;
- основы руководства аварийно-спасательными работами;
- требования к наличию и состоянию технического оснащения, оборудования и средства защиты спасателей, используемых в заявленных видах аварийно-спасательных работ, их характеристики, порядок работы и условия применения;
- основные приемы оказания первой помощи пострадавшим;
- обязанности личного состава аварийно-спасательных служб (формирований);
- содержание общих и специальных разделов Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
- типовые формы основных документов, применяемых в Системе аттестации;
- психологические аспекты работы спасателей.
10. Эксперт должен уметь:
- провести анализ и экспертизу документов и материалов, представленных заявителем для проведения аттестации;
- организовать и провести проверку соответствия аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, а также их готовности к выполнению возложенных задач и обязанностей;
- оценить структуру, численность и укомплектованность аварийно-спасательных служб (формирований) личным составом;
- оценить подготовку спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей к ведению заявленных видов аварийно-спасательных работ;
- оценить состояние служебных помещений аварийно-спасательных служб (формирований);
- оценить состояние транспортных средств, технического оснащения, оборудования и средства защиты спасателей;
- оценить выполнение планов организационно-технических мероприятий в межаттестационный период;
- составить план проведения учебной тревоги;
- дать рекомендации по устранению недостатков;
- оформить результаты проверок.
III. Рассмотрение документов, представленных экспертами для подтверждения соответствия требованиям и отбора в состав рабочих (экспертных) групп
11. Для рассмотрения кандидатуры эксперта на соответствие предъявляемым требованиям, претендент представляет в комиссию следующие документы:
а) заявление с указанием фамилии, имени, отчества, направления деятельности (видов аварийно-спасательных работ) по которым претендент намерен получить право включения в состав рабочих (экспертных) групп, образования (квалификации), опыта работы по заявленному направлению деятельности (количество лет), адреса электронной почты (при наличии);
б) копию паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность;
в) копию диплома о высшем профессиональном образовании;
г) копию документа о повышении квалификации по программам подготовки экспертов в заявленной области;
д) заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.
12. Документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Требований, могут быть представлены в комиссию почтовым отправлением, лично, либо через представителя, а также в форме электронных документов.
13. Секретарь комиссии проверяет представленные документы на соответствие требованиям, установленным п. 11 настоящих Требований.
14. Документы, представленные в комиссию с нарушением требований, предусмотренных п. 11 настоящих Требований, в течение 7 рабочих дней с даты их поступления возвращаются отправителю с указанием причин возврата, за исключением документов, представленных в форме электронных документов.
Отправителю, представившему документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп в форме электронных документов, в указанный срок направляется уведомление о представлении документов с нарушением соответствующих требований. Указанное уведомление может направляться в форме электронного документа.
15. Претендент (эксперт), представивший документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп с соблюдением требований, предусмотренных п. 11 настоящих Требований, проверяется секретарем комиссии на наличие оснований для отказа в допуске к проверке знаний.
16. Основанием для отказа в допуске претендента (эксперта) к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным п.п.5-7 настоящих Требований.
17. Решение о допуске или об отказе в допуске к проверке знаний принимается на ближайшем заседании комиссии.
18. Комиссия в течение 15 дней с даты принятия решения об отказе в допуске к проверке знаний направляет претенденту (эксперту) почтовым отправлением или в форме электронного документа соответствующее извещение о причинах отказа с указанием оснований, предусмотренных п.п.5-7 настоящих Требований.
19. Комиссия в течение 15 дней с даты принятия решения о допуске претендента (эксперта) к проверке знаний направляет почтовым отправлением или в форме электронного документа соответствующее извещение допущенному к проверке знаний с указанием формы такой проверки, времени и месте ее проведения. Указанное извещение направляется не менее чем за 10 дней до дня проведения проверки знаний.
IV. Проверка знаний претендента (эксперта)
20. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится применительно к актам (документам) в области обеспечения безопасности опасных производственных объектов, находящихся в ведении или сфере деятельности Министерства промышленности и торговли России в части локализации и ликвидации аварийных ситуаций и проведения аварийно-спасательных работ (включая требования к порядку проверки оперативной готовности аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя к выполнению возложенных обязанностей).
21. В целях проведения проверки знаний в аттестационной комиссии создается рабочая группа из числа членов комиссии в количестве не менее 3 человек. Состав рабочей группы утверждается председателем (заместителем председателя) комиссии по согласованию с членами комиссии.
22. Претендент (эксперт) должен в установленное время явиться для проверки знаний, имея при себе следующие документы:
паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность;
оригинал диплома о высшем профессиональном образовании;
оригинал документа о повышении квалификации по программам подготовки экспертов в заявленной области.
23. Претенденту (эксперту), который не явился в установленное время для проверки знаний, возвращаются документы, представленные для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп. Такой претендент может повторно представить документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп в установленном порядке в любое время.
24. Проверка знаний претендента (эксперта) по решению аттестационной комиссии проводится в форме устного экзамена или тестирования.
25. Вопросы для устного экзамена, вопросы для тестирования и ответы на них формируются по направлениям деятельности и утверждаются на заседании аттестационной комиссии.
26. При проведении проверки знаний в форме устного экзамена претендент (эксперт) отвечает рабочей группе аттестационной комиссии на вопросы, указанные в билете. Члены рабочей группы вправе задать претенденту (эксперту) дополнительные вопросы.
Билет для устного экзамена должен содержать не менее 3 и не более 5 вопросов в заявленной области Системы аттестации.
Решение о результатах устного экзамена принимается рабочей группой путем голосования и оформляется протоколом.
27. При проведении проверки знаний в форме тестирования претендент (эксперт) в присутствии членов рабочей группы отвечает на вопросы при помощи тестирующей программы, установленной на персональном компьютере. На каждый вопрос предусматривается не менее 3 вариантов ответов, один из которых является правильным.
28. При проведении проверки знаний в форме тестирования положительное решение о соответствии претендента (эксперта) требованиям для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп принимается рабочей группой, если претендент (эксперт) дал в совокупности не менее 90% правильных ответов.
29. По результатам проверки знаний рабочая группа принимает решение о соответствии либо о несоответствии претендента (эксперта) требованиям для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп. Указанное решение принимается в день проведения проверки знаний и оформляется протоколом.
Претендент (эксперт) вправе ознакомиться с результатами проверки знаний непосредственно после проведения проверки знаний.
30. В ходе проведения проверки знаний не допускается использование претендентом (экспертом) специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. При нарушении указанного запрета претендент (эксперт) удаляется с экзамена (тестирования), соответствующая запись заносится в протокол рабочей группы. В этом случае претендент (эксперт) вправе представить документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп не ранее чем через 6 месяцев.
31. Протоколы рабочих групп с результатами проверки знаний претендентов (экспертов) предоставляются в секретариат комиссии в течение 5 рабочих дней с момента проведения проверки знаний.
32. Решение о соответствии претендента (эксперта) требованиям и прохождении отбора в состав рабочих (экспертных) групп принимается на основании решений рабочих групп по проверке знаний на ближайшем заседании аттестационной комиссии простым большинством голосов.
Информация об экспертах, подтвердивших свою компетентность и прошедших отбор в состав рабочих (экспертных) групп заносится в реестр экспертов.
33. Претенденту (эксперту), подтвердившему соответствие требованиям и прошедшему отбор в состав рабочих (экспертных) групп в течение 10 рабочих дней выдается выписка из протокола заседания комиссии.
Выписка из протокола является документом, подтверждающим полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп.
В случае утраты (порчи) выписки из протокола аттестационная комиссия в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего обращения эксперта при предъявлении паспорта или иного основного документа, удостоверяющего личность, выдает эксперту дубликат выписки с проставлением отметки "Дубликат".
34. Претенденту (эксперту), не подтвердившему соответствие требованиям и не прошедшему отбор в состав рабочих (экспертных) групп в течение 10 рабочих дней выдается выписка из протокола заседания комиссии.
Претендент (эксперт), в отношении которого принято решение о несоответствии требованиям и не включении в состав рабочих (экспертных) групп вправе обратиться в комиссию с заявлением для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп не ранее чем через 6 месяцев с даты принятия указанного решения.
35. Полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп действительны в течение 3 лет с момента принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
Срок полномочий эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп продлевается на основании решения аттестационной комиссии о соответствии претендента (эксперта) требованиям и прохождении отбора в состав рабочих (экспертных) групп.
Решение комиссии принимается и оформляется в порядке, предусмотренном разделами III-IV настоящих Требований.
Эксперты, не подтвердившие соответствие требованиям и не прошедшие очередной отбор в состав рабочих (экспертных) групп утрачивают свои полномочия и исключаются из реестра экспертов.
V. Контроль за деятельностью экспертов
36. Аттестационная комиссия осуществляет постоянный контроль за деятельностью экспертов в течение всего срока действия полномочий эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп.
37. В случаях поступления в аттестационную комиссию претензий к деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ, председатель (заместитель председателя) комиссии вправе потребовать от эксперта предоставления письменных объяснений, а также создать рабочую группу для проверки деятельности экспертов.
38. Результаты контроля за деятельностью экспертов и проведенных проверок оформляются протоколами рабочих групп и рассматриваются на заседании комиссии. Аттестационная комиссия дает оценку результатов контроля и принимает решение о сохранении, приостановлении или отмене полномочий эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп.
39. Решение о приостановлении полномочий эксперта принимается в том случае, если путем предложенных корректирующих мероприятий эксперт может устранить обнаруженные причины некомпетентности и подтвердить свою компетентность.
40. Полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) могут быть досрочно прекращены в случаях, если:
- установлены факты представления экспертом для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп документов, содержащих недостоверные сведения;
- эксперт в составе рабочих (экспертных) групп неоднократно допускал нарушения (злоупотребления) в Системе аттестации, повлиявшие на принимаемые аттестационной комиссией решения, или однократно совершил такое нарушение (злоупотребление) умышленно;
Полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) могут быть досрочно прекращены также по заявлению эксперта.
______________________________
* Далее Система аттестации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.